О вечнозеленой

Наталья Литвинова
5 июля 2010, 00:00

Книга французской писательницы китайского происхождения написана больше десяти лет назад, сразу после громкого дебюта (роман «Врата Небесного спокойствия», получивший Гонкуровскую премию в 1997 году). Четыре сюжета из разных исторических эпох жизни Китая объединены лишь присутствием в них ивы, которую в Китае считают символом смерти и возрождения, а писательница наделяет еще и женской душой, скитающейся в поисках любви. Первая история, XV век, — о судьбе единственного сына богатого купца, в жизни которого были и счастливое обеспеченное детство, и полная бедности и лишений юность, и головокружительная карьера, могущество и власть в период зрелости, и снова крах и ссылка без надежды на перемены. Стилем и простотой посыла новелла больше напоминает притчу о том, что богатство и слава — лишь «мечты и тлен». Во второй истории — это уже конец XIX века — тоже есть все, чего ждешь от Азии: даосские монахи, ветки ивы в фарфоровой вазе, уединенная хижина у подножья горы, пророчества бродячих мудрецов, скитания в поисках счастья, смерть, месть и новая жизнь. Лапидарно, условно и схематично.

Следующий рассказ — из жизни Китая времен Культурной революции, и тут уже схема «плывет», потому что — о болезненном. И пусть Шань Са слишком молода, чтобы лично присутствовать при этих событиях, зато она была очевидцем кровавых студенческих волнений 1989 года, после которых и уехала во Францию. Трагическая история о жизни, любви и смерти юных идеалистов, боровшихся за новый, лучший Китай и раздавленных тем же маховиком, который раскручивали сами, — более или менее новаторский сюжет для западного читателя, но не для российского, знакомого с революционными лозунгами. Оригинальность китайского взгляда на жизнь в том, что на пороге смерти семнадцатилетний герой горит нетерпением узнать, каким будет его следующее воплощение.