Процессор для конной тяги

Андрей Виньков
5 июля 2010, 00:00

РЖД начали распродажу своих дочерних предприятий. Пробный камень — компания «Элтеза», занимающаяся производством железнодорожной автоматики. Продавая околоконтрольный пакет «Элтезы» иностранцам, РЖД рассчитывают в основном на трансфер технологий

На прошлой неделе «Российские железные дороги» (РЖД) подвели итоги первого конкурса в рамках начинающейся распродажи своих дочерних активов. В железнодорожной монополии решили начать с сервисных и непрофильных предприятий. В ходе закрытого конкурса на право заключения договора купли-продажи 50% минус две акции ОАО «Электротехнические заводы» («Элтеза», занимается производством железнодорожной автоматики) получила канадская компания Bombardier.

Помимо Bombardier в конкурсе участвовал и немецкий концерн Siemens. Выиграли канадцы, предложившие лучшие финансовые условия, а также трансфер технологий и вывод продукции компании на новые рынки. Согласно условиям конкурса, победитель и РЖД уже до конца этого года (при условии одобрения советом директоров и российским правительством) должны будут заключить договор купли-продажи акций и завершить сделку. Сумма ее не разглашается, однако известно, что цена одной акции «Элтезы» установлена правительством в размере не менее 1606 рублей. С учетом того что уставный капитал «Элтезы» состоит из 2,368 млн обыкновенных акций, получается, что за околоконтрольный пакет компании канадцы могут заплатить не менее 60 млн долларов. Поскольку «Элтеза» лишь недавно вышла на безубыточный уровень и генерирует всего лишь около 1 млн долларов чистой прибыли (при выручке примерно 150 млн долларов), канадцы платят за этот актив весомую премию.

Но вряд ли они окажутся в проигрыше, слишком уж интересные перспективы сулит этот сегмент в России и на пространстве бывшего СССР. Приобретя «Элтезу», канадцы могут занять лидирующее место в сегменте автоматики и телемеханики в российском железнодорожном хозяйстве. Этот рынок в нашей стране оценивается на сегодня в 200–300 млн долларов, и спрос в ближайшие годы неизбежно будет расти.

Под крышей МПС

Компания «Элтеза» образована под эгидой РЖД в 2005 году как дочерняя компания на базе предприятий электротехнической промышленности. Объединение активов «Элтезы» — это фактически реанимация в отрасли аналогов советских организационных структур, последней из которых было НПО «Союзжелдоравтоматизация». В состав ОАО «Элтеза» входят восемь предприятий: Армавирский, Гатчинский, Елецкий, Камышловский, Лосиноостровский, Санкт-Петербургский электротехнические заводы, Волгоградский литейно-механический завод и Санкт-Петербургский завод электротехнического машиностроения. Последние три — основные активы компании, они производят две трети продукции «Элтезы». Остальные предприятия занимаются выпуском мелкосерийной продукции и поставками в рамках межзаводской кооперации.

Заводы «Элтезы» выпускают более шести тысяч наименований продукции. Традиционными изделиями остаются светофоры, релейная аппаратура и коммутационное электрооборудование. Достаточно большой объем приходится на устройства системы железнодорожной автоматизации и телемеханики в модульном исполнении. По сути, «Элтеза» контролирует две трети рынка автоматики и телемеханики для «Российских железных дорог». И около 94% от общего объема продукции «Элтезы» закупает РЖД.

В состав РЖД заводы «Элтезы» вошли в 2003 году и несколько лет функционировали как филиалы. Продажа «Элтезы» планировалась еще с 2005 года с выделением компании в отдельный хозяйствующий субъект. В частности, рассматривался способ продажи через процедуру IPO. Однако процесс подготовки сделки затянулся.

Почему же РЖД старается избавиться от этого актива? Слабое место в бизнесе «Элтезы» — ее низкая конкурентоспособность: в компании практически не развито производство современных микропроцессорных систем устройств автоматики и связи. Требуются серьезные инвестиции в развитие и модернизацию производства.

Bombardier же готова передать «Элтезе» технологии производства полной линейки микропроцессорных устройств, и это сулит обеим сторонам определенный прорыв. Тотальное технологическое перевооружение хозяйства автоматики и телемеханики на российских железных дорогах упиралось как раз в отсутствие этих технологических решений.

Bombardier готова передать «Элтезе» технологии производства полной линейки микропроцессорных устройств

Ноу-хау от Bombardier

Специалисты утверждают, что на российских железных дорогах износ средств железнодорожной автоматики приближается к 75%. Многие из них разработаны и установлены еще в 1960-х. Даже те, что вводились в 1980-х, по качественному уровню не удовлетворяют нынешним требованиям комплексной автоматизации железнодорожных перевозок, тормозят внедрение информационных технологий и не могут обеспечить серьезного снижения эксплуатационных издержек.

Поэтому РЖД считают необходимой замену устройств диспетчеризации, контроля и диагностики на новые — с микропроцессорными технологиями. Преимуществ у этих технологий несколько. Они обладают самодиагностикой, легко стыкуются с любыми аппаратно-программными комплексами для создания единой автоматизированной системы управления. При их монтаже используется волоконно-оптический кабель, что решает проблему защиты от помех. Оснащение подобными системами железнодорожных участков позволяет значительно повысить уровень безопасности движения поездов, станции на участке могут управляться как локально, так и с любого удаленного центра. Такой кардинальный подход ведет к сокращению эксплуатационных расходов. К тому же небольшие габариты оборудования позволяют проводить быструю и малокапиталоемкую замену устаревших систем. Кроме того, за счет таких решений можно ликвидировать воздействие на работу систем человеческого фактора. Микропроцессорная технология уменьшает количество обслуживаемых людьми узлов до минимума, так что возможность вмешательства в работу аппаратуры практически исключена.

РЖД инвестируют в модернизацию оборудования 200–300 млн долларов в год. Но, к сожалению, новых микропроцессорных систем пока внедряется недостаточно — из-за существенного отставания российских производителей и отсутствия необходимых ноу-хау у наших компаний электротехнической промышленности.

Иностранные игроки уже давно и активно предлагают свои решения по микропроцессорной автоматике для РЖД, но до последнего времени они не были готовы переносить их производство в Россию. К примеру, Bombardier уже более десяти лет продает и внедряет на российском рынке свои системы микропроцессорной централизации Еbilock. За все время своей деятельности (по состоянию на конец мая 2010 года) дочерняя компания Bombardier ООО «Бомбардье Транспортейшн Сигнал», являющаяся совместным предприятием Bombardier и РЖД, ввела в эксплуатацию такие системы на 92 российских железнодорожных станциях. Это около 2800 тыс. стрелок и свыше 300 км интегрированной автоблокировки. Однако это СП занималось по большей части сборкой и программированием ввезенных из-за рубежа комплектующих. Любопытно, что основное сборочное производство Bombardier арендовалось у Лосиноостровского электротехнического завода, подконтрольного «Элтезе». Но такой масштаб локализации, по всей видимости, не удовлетворял государственную компанию РЖД.

Дальше — больше

Сделка с канадцами стала еще одним звеном в цепи событий, указывающих на реактивную стратегию РЖД на реформирование национальной машиностроительной отрасли и перенос на российскую территорию западных технологий. Этот тезис подтверждает и описанная выше сделка, в результате которой в важный инфраструктурный сегмент интегрируются технологические решения стратегического иностранного инвестора. Цена такого подхода велика: хотя канадцы будут локализовать в России свое производство, РЖД гарантируют им серьезный портфель заказов. Заметим, что это далеко не первый подобный шаг РЖД. Не так давно французскому железнодорожно-машиностроительному концерну Alstom был продан блокпакет производителя локомотивов и подвижного состава компании «Трансмашхолдинг».

За приватизацией «Элтезы» последуют и другие подобные сделки. В 2010–2012 годах РЖД предполагает продать 33 дочерних компании, за счет этого монополия планирует привлечь около 100 млрд рублей. Самыми привлекательными и крупными активами могут стать околоконтрольный пакет акций Первой грузовой компании и 35% акций ОАО «Трансконтейнер». Весьма важным окажется и появление стратегических инвесторов в капитале таких компаний, как «РЖД-строй» и группа «Ремпутьмаш». Их интеграция с технологическими решениями сторонних инвесторов может дать нашим железным дорогам шанс на тотальную модернизацию, фактически на реновации. Ведь после этого наши дороги могут стать современными скоростными магистралями, по которым будут быстро двигаться новые поезда. Высокоскоростное железнодорожное движение для такой огромной страны, как Россия, — дело крайне необходимое. Похоже, что сделать это достаточно быстро, без интеграции с иностранными производителями железнодорожной техники, невозможно.

В работе над статьей принимали участие Дмитрий Лосик и Ольга Павлова