Скандал Обаме не помеха

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
5 июля 2010, 00:00

О том, как восприняли шпионский скандал в США, «Эксперту» рассказал Клайд Уилкокс, профессор политологии Джордж-таунского университета, специализирующийся на внутренней политике США

— Как ведущие американские газеты преподносят эту шпионскую историю?

— Пока у газет нет полной информации об обстоятельствах скандала, в их текстах в основном описываются чувства соседей этих шпионов, которые и не представляли, кто жил рядом с ними все эти годы. Однако в целом большинство репортеров сомневаются в серьезности всей этой истории. Она не тянет на роль заговора, здесь не замешаны ядерные секреты и другие важные вещи. Ту информацию, которую искали шпионы, может получить любой простой человек, просто приехав в США, общаясь с людьми и пользуясь интернетом. Нет смысла тайно выяснять, какую политику будет проводить администрация США в отношении Ирана, когда наши лидеры каждую неделю обсуждают эту тему по телевизору.

Говорят, что против арестованных есть еще не обнародованные серьезные улики. И вот когда это случится, пресса, возможно, станет воспринимать шпионскую историю более серьезно. Пока же газеты стараются писать весьма осторожно, чтобы у них сохранялась возможность не выглядеть глупо при любом варианте развития событий.

— Какое влияние окажет этот скандал на американское общественное мнение?

— Это не самая страшная из шпионских историй, произошедших в Америке. Может, процентов десять населения следит за ее развитием. Я не думаю, что она как-то серьезно изменит отношение американцев к России. Будут, конечно, разные речи, заявления, но все же понимают, что если у нас есть шпионы на территории России, то нет ничего странного в том, что у русских есть шпионы в Соединенных Штатах.

Вообще, всю эту историю на плаву держит в основном загадочность, ее окружающая. Люди задаются вопросом: если шпионы не делали ничего серьезного, то почему к ним из России текло столько денег?

— Может ли эта история повлиять на настроение членов Конгресса? И в частности, сорвать ратификацию Договора по СНВ?

— Я не думаю. Те, кто изначально хотел голосовать против ратификации, используют этот скандал как аргумент. Но в принципе большинство конгрессменов считает, что стратегические интересы обеих стран должны реализовываться, даже несмотря на какие-то мелкие истории с шпионами. Вот если бы шла речь о подготовке саботажа на ядерных объектах или взломе американского компьютера со сверхсекретной информацией — тогда другое дело. А так ничего страшного не случилось, и, на мой взгляд, отношение конгрессменов к СНВ в частности и к России в целом остается позитивным. На фоне серьезных геополитических сложностей в отношении Ирана и Китая и прочих мировых проблем мы заинтересованы в построении тесных отношений с Россией. Нам лучше иметь дружеские отношения, чтобы совместно решать наши общие проблемы в ряде регионов мира.

— Почему тогда шпионская история вылезла на свет сразу же после визита Медведева в США?

— Соединенные Штаты гораздо менее централизованная страна, чем Россия. У нас президент не может осуществлять тотальный контроль над всеми действиями ФБР и прокуратуры. Судя по той информации, которой мы владеем сейчас, двое шпионов собирались покинуть страну — вероятно, считая, что из-за визита Медведева их не посмеют арестовать. Однако сотрудники ФБР не захотели, чтобы семь лет слежки за этой группой ушли коту под хвост. И они не приняли во внимание того, каковы будут последствия этого ареста с глобальной точки зрения.

— Изменит ли нынешний скандал отношение администрации Обамы к России?

— Барак Обама весьма компетентен, его внешняя политика менее персонифицирована, чем у Джорджа Буша. Когда Буш привез Путина на ранчо, он говорил, что посмотрел в глаза российского президента и увидел, что у него сердце демократа. Обама не пытается посмотреть в глаза Медведеву и увидеть его душу. Вместо этого Обама ставит себе четкую внешнеполитическую цель и последовательно реализует ее. Он не бросит эту цель из-за какого-то мелкого шпионского скандала.

— Но если Обама не предпримет никаких жестких ответных шагов, не повлечет ли это за собой падение его рейтинга?

— Сейчас рейтинг президента колеблется в районе 50 процентов. На первый взгляд это не так много, но, учитывая нынешнее состояние экономики, можно было бы ожидать еще меньших цифр. Население еще верит в Обаму. Дальнейшие колебания его рейтинга будут зависеть скорее от изменения состояния экономики, нежели от развития нынешнего шпионского скандала.

Однако демократической партии в целом этот скандал при определенных обстоятельствах навредить может. В ноябре будут проходить промежуточные выборы в Конгресс, и республиканцы намереваются вернуть под свой контроль обе палаты Капитолия. И если сейчас история со шпионами получит дальнейшее развитие, они могут использовать ее как дополнительный способ дискредитации политики новой американской администрации.