Опцион для продавца

Дмитрий Лапин
12 июля 2010, 00:00

Более 60% сотрудников сети гипермаркетов «Ашан» стали ее акционерами. За счет этого руководство компании рассчитывает повысить мотивацию и сократить текучесть линейных кадров

Розничная сеть «Ашан Россия» провела размещение акций среди сотрудников. Продавцом бумаг выступил Valauchanrus Sopaneer SCA — акционерное товарищество, зарегистрированное в Люксембурге. В его активах доли в компаниях Meelaker, Tesseldjik и Sogepar, управляющих всем бизнесом Auchan в России (на бумаги этих компаний приходится 56% стоимости эмитента), миноритарный пакет в головной компании Auchan (24% стоимости) и наличные средства, размещенные на рублевых депозитных счетах на срок от одного до трех месяцев (20% стоимости). Право приобрести долю в Valauchanrus было дано всем российским сотрудникам, работающим в компании на постоянной основе не менее полугода. Таких оказалось 17,5 тыс. из 20 тыс. человек, и 13 тыс., или 60% всех работающих, свое право реализовали.

«Народное IPO»

На покупку акций были направлены средства, сформированные из накопительной части премии сотрудников «Ашана». Дело в том, что в компании существует специальная программа «Распределение улучшенных результатов» (РУР), то есть премии за перевыполнение плана по росту товарооборота и прибыли. РУР бывает ежемесячным (из него 50% прибавляется к зарплате, еще 50% — накопительная часть) и годовым (100% — накопительная часть). Если сотрудник не участвует в программе акционирования, то вся накопленная премия поступает на «текущий заблокированный счет» с начислением процентов и мораторием на использование в течение пяти лет. Для покупки бумаг сотрудник может использовать как премию, так и собственные сбережения, но общий объем вложенных средств не должен превышать 25% его годового дохода от работы в компании. В отношении продажи акций также действует пятилетний мораторий. Финансовый директор ритейлера Тьерри Леконт подчеркнул, что единственный возможный покупатель — Valauchan. Существуют и досрочные варианты продажи пакета — в случае увольнения сотрудника и «экстренных обстоятельств» (свадьба, болезнь, оплата обучения).

Стоимость компании и, соответственно, акций ежегодно определяется оценщиками торгово-промышленной палаты французского города Лилля. В этом году цена одной бумаги составила 51 рубль. Отметим, что российские топ-менеджеры «Ашана» получили возможность приобрести акции Valauchanrus еще в 2008 году, и тогда стоимость одной бумаги составляла около 35 руб., то есть за два года она увеличилась более чем на 40%.

Россия — уже девятая страна, где французский ритейлер применяет подобную стратегию. Ранее акционерами группы Auchan стали ее сотрудники во Франции, Испании, Италии, Португалии, Люксембурге, Польше, Венгрии и Китае — всего более 120 тыс. человек. Им принадлежит 13% акций группы, контрольный пакет которой находится у членов семьи Мюлье. Самый высокий показатель акционирования демонстрирует «Ашан Франция»: 97% сотрудников являются акционерами, из которых 29% имеют накопления в акциях, превышающие их годовой доход.

Текучий вопрос

В компании подчеркивают, что цель акционирования — повышение долгосрочной мотивации сотрудников. По словам Валери Маршадур, директора по персоналу «Ашана Россия», основная задача проекта — укрепление ценностей компании, прежде всего партнерства между компанией и сотрудниками. «Этот проект позволяет еще больше мотивировать персонал, вовлекать его в работу и повышать эффективность», — говорит она.

В первую очередь речь идет о снижении текучести линейного персонала, и акционирование уже показало здесь свою эффективность в других странах, где работает группа «Ашан». Средний показатель текучести кадров в компании — 14%, намного меньше, чем у других крупнейших сетей (см. график). При этом текучесть в российском «Ашане» составляет 36%, что явно не соответствует корпоративному стандарту.

Впрочем, для других российских ритейлеров, по оценке аналитиков кадровых агентств, нормой текучести является 100% и более. Если же говорить о стимулировании за счет продажи акций, то подобные программы ориентированы лишь на руководящий персонал. Так, топ-менеджеры X5 Retail Group за рост продаж и EBITDA получают ограниченные права на акции: продавать бумаги они могут через четыре года после поощрения, причем первые два года они обязаны проработать в X5. В этом году компания запускает также программу индивидуального развития, но и она предназначена лишь для высшего руководства группы. В «Магните» запущена программа опционов, в которой примут участие 190 сотрудников, проработавших в компании не менее восьми лет, в том числе не менее двух лет на должности не ниже начальника отдела.

«Традиционно ритейлеры готовы инвестировать в стимулирование линейного персонала не более 15–20 процентов от всего HR-бюджета. В условиях кризиса эти затраты вообще были сведены к нулю, и только сейчас некоторые компании вернулись к практике создания своего кадрового резерва: занялись оценкой персонала, введением грейдирования и обучения», — говорит Мария Зивтинь, координатор региональных проектов агентства «Анкор — Розница и гостеприимство». По мнению аналитиков, такая стратегия в отношении рядового персонала сетей, работающего в тяжелых моральных и физических условиях, неэффективна. Так, по оценке специалистов «Анкора», кассиру в день приходится обслужить в среднем 200–250 покупателей, с нередкими конфликтными ситуациями. Рабочий график в рознице зачастую ненормированный и включает в себя ночные смены. В результате рядовые сотрудники магазинов демонстрируют крайнюю чувствительность к уровню зарплаты, и даже ради небольшого повышения готовы сменить место работы. Новое место также может легко привлечь человека близостью к дому и наличием более удобного рабочего графика.

Тем не менее российских ритейлеров подобная ситуация не пугает. Высокую текучесть кадров сети оправдывают политикой захвата рынка: постоянно открываются новые точки, персонал приходит и уходит. Кроме того, считается, что стоимость поиска новых сотрудников ниже стоимости их удержания. Поэтому решение кадрового вопроса сводится к периодическому незначительному повышению зарплаты, что фактически означает переманивание работников у конкурентов и раскручивание инфляционной спирали.

Большим подспорьем для сетей являются также временные сотрудники. Доля персонала, привлекаемого в лизинг российскими ритейлерами, достигает 30%. «Стоимость предоставляемого персонала для ритейлера выше на размер гонорара лизинговой компании, составляющего от 20 до 40 процентов от месячного фонда оплаты труда предоставляемого сотрудника», — указывает Юлия Смирнова, директор по развитию бизнеса компании «Империя кадров». Поскольку речь в данном случае идет преимущественно о рабочих-гастарбайтерах, компании отбивают затраты за счет экономии фонда зарплаты.

В отличие от других сетей «Ашан» использует временный труд лишь в исключительных случаях. «Да, мы пользуемся услугами аутсорсинга, когда у нас предвидится большой поток клиентов, например в праздники. Но в целом наша политика управления персоналом предполагает построение долгосрочных отношений, поэтому все 20 тысяч сотрудников “Ашана” — это штатные сотрудники, с которыми подписаны трудовые договоры», — говорит Валери Маршадур.

Миллиардная экономия

За счет политики акционирования «Ашан» стремится убить сразу двух зайцев. Во-первых, компания рассчитывает вырваться из порочного круга текучести кадров и усилить свои позиции на рынке труда, снизив для себя роль «зарплатного фактора». «“Ашан” сможет позиционировать себя как привлекательный работодатель и за счет этого выделиться на фоне конкурентов. Тот факт, что в акционировании приняло участие около 60 процентов персонала, свидетельствует, что компания провела значительную подготовительную информационную работу и смогла сделать программу действительно интересной для сотрудников», — считает Вероника Онищенко, директор отделения «Кадровый консалтинг» KellyOCG.

Во-вторых, «Ашан» не забывает и об экономии, и об экспансии, но расчеты у него иные, нежели у российских сетей. Так, «Ашан» уже открыл в этом году два магазина в столице, в планах до конца года — открыть еще по одному в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а также выйти в новые города — Воронеж, Уфу и Казань. По оценке «Империи кадров», в среднем затраты на обучение персонала составляют в розничных сетях от 0,8 до 1,5% оборота. В 2009 году выручка «Ашана Россия» составила около 200 млрд рублей. Получается, что благодаря снижению текучести компания экономит около 2 млрд рублей. На эти деньги можно открыть четыре-пять гипермаркетов.