Сон как проект

Культура
Москва, 26.07.2010
«Эксперт» №29 (714)
В «Начале» режиссер Кристофер Нолан и артист Леонардо ди Каприо не побоялись украсть чужие сновидения

Бергман когда-то открыто признавался в своей зависти к Тарковскому: русского режиссера шведский сноб считал лучшим из лучших, поскольку тому удавалось незаметно для зрителя пересекать границу между реальностью и сном. Интересный критерий для кинематографического мастерства — искусство сновидения; причем не толкования сна (ни в коем случае, это как раз убивает магию), а его воссоздания. Идет ли речь об экранизации реального сна или о формировании нового — другой вопрос. Главное отличие массового кино от авторского в том, что первое пытается сформулировать на экране всеобщий сон для максимального числа реципиентов, а второе транслирует индивидуальные сны, и градус их причудливости обычно считается показателем таланта. Задачи, по сути, противоположные. Возможно ли их совместить?

Англоамериканец Кристофер Нолан пытается. Шансы на успех высоки. Ему уже удалось стать одним из самых кассовых режиссеров Голливуда («Темный рыцарь» собрал больше миллиарда долларов, оказавшись на шестом месте в мире и на третьем в США), не пойдя на компромисс с требованиями рынка. Добраться до таких высот, начав с приза на альтернативном европейском мини-фестивале в Роттердаме, сможет не каждый. А преодолеть соблазн сиквела, да еще дважды (после «Бэтмен. Начало» Нолан снял более камерный и причудливый «Престиж», между «Темным рыцарем» и его пока безымянным продолжением — «Начало») посмели бы единицы. Но фортуна любит тех, кто рискует. Новая картина Нолана собрала за первые дни проката больше 60 млн долларов в одной Северной Америке. Для почти авангардной ленты, пусть и с Леонардо ди Каприо в главной роли, это превосходный результат. Сравните: на той же неделе легкомысленный «Ученик чародея» с Николасом Кейджем и Моникой Белуччи, снимавшийся без каких-либо артистических амбиций, заработал всего 17 миллионов.

Простейшее объяснение успеха «Начала» — шум вокруг имени режиссера, не утихавший со времен «Темного рыцаря», и уклончивая рекламная кампания, не сообщавшая о фильме, по сути, почти ничего. Насколько сюрприз устроит публику, будет ясно после второй или третьей недели проката, но уже сейчас можно утверждать, что разочарованных будет немного: об этом свидетельствуют восторженные рецензии. По меньшей мере в одном отношении «Начало» — акт подлинного искусства, поскольку саспенс в нем создан чисто кинематографическими средствами. Некоторая невнятность интриги, категорически не поддающейся пересказу словами, компенсируется завораживающим ритмом, который обеспечен удачно подобранным актерским ансамблем, высококлассными спецэффектами и помпезной драматической музыкой. В эту форму уложена история о группе аферистов, обворовывающих чужие сны. Что бы это ни значило.

Секрет Нолана в том, что он отказался от постмодернистской иронии (или спрятал ее на уровнях столь глубоких, что зритель перестал ее ощущать), сохранив постмодернистский метод цитирования. «Начало» — настоящий манифест вторичности. От «Видеодрома» и «Экзистенции» Кроненберга до «Матрицы» Вачовских и «Пустоты» Натали, оно

Новости партнеров

«Эксперт»
№29 (714) 26 июля 2010
Банковская система
Содержание:
Размороженные

Оживление кредитного рынка, пусть пока очаговое и неуверенное, дает надежду на ускорение посткризисного роста. Постепенное исчерпание кризисной повестки дает возможность вернуться к обсуждению стратегических проблем развития банковской системы

На улице Правды
Реклама