Как продать виртуальную корову

Русский бизнес
Москва, 02.08.2010
Одна из отличительных черт интернета — многообразие бизнес-моделей, применяемых в сети. Выигрывает тот, кто использует сразу несколько

Интернет знает массу примеров, когда проекты с огромным числом пользователей не могут зарабатывать нормальные деньги. Самый яркий — онлайн-сервис для ведения микроблогов Twitter, который, имея многомиллионную аудиторию, никак не мог найти способ стать прибыльным. По приблизительным оценкам, в 2009 году Twitter заработал не более 5 млн долларов, что едва покрывало его расходы. Однако затем сервис получил от компаний Microsoft и Google 25 млн долларов за возможность поиска по сообщениям пользователей Twitter.

Вообще, многие проекты так или иначе уже научились окупать себя и превратились в крупные компании. До кризиса самым распространенным способом монетизации была рекламная модель. Но для большинства инвесторов в интернет-стартапы она непривлекательна в силу своей невысокой эффективности. Кроме того, во время кризиса рекламная загруженность сайтов и CPM (стоимость просмотра рекламного сообщения) упали из-за снижения спроса. Рекламодатели тоже стали разборчивее — сумма, которую они готовы потратить, сильно зависит от качества привлекаемого трафика: чем больше общий, нецелевой трафик, тем меньше будет CPM. Хорошо зарабатывать на рекламе могут только самые крупные интернет-проекты с сотнями тысяч посетителей в день или с квалифицированным трафиком с высоким CPM. Две самые популярные реализации рекламной модели — продажа места для баннеров (ею пользуется большинство сайтов СМИ, интернет-порталов, таких как, например, auto.ru, banki.ru) и продажа контекстной рекламы (тут царствуют поисковики: в англоязычном мире — Google, в России — Yandex, в Китае — Baidu). Но есть и другие способы реализации рекламной модели — продажа места для ссылок на своем сайте или в блоге, чтобы сайт покупателя этих ссылок находился выше в результатах запросов по поисковикам, или просто покупка статьи у популярного блогера. Некоторые сайты зарабатывают на проценте с продаж, осуществляемых на сайтах-партнерах, товары которых они и рекламируют. Например, у Ozon.ru существует партнерская программа, по которой сайты-партнеры рекламируют товары Ozon.ru, приводят покупателей и получают до 20% с продажи.

Рекламная модель привлекает своей простотой и прозрачностью, кроме того, она позволяет монетизировать порталы СМИ, так как платить за чтение статей и новостей в России не принято.

По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, интернет стал единственным сегментом рекламного рынка, где в прошлом году выросли продажи. В целом, по данным рекламного агентства Mindshare Interaction, в 2009 году объем рынка интернет-рекламы в России составил 15,6 млрд рублей. Рекламная модель все еще пользуется большой популярностью как у некоторых узконаправленных тематических порталов, так и у крупных игроков, таких как Yandex.

Следующая модель — сервисная. Под сервисами подразумеваются платные услуги, их может быть великое множество — хранение файлов, продажа премиум-аккаунтов или повышение рейтинга в социальных сетях. Самой популярной здесь является модель freemium (free + premium), когда базовы

Новости партнеров

Реклама