Пьяная вечеринка в «Фейсбуке»

Общество
Москва, 02.08.2010
«Эксперт» №30-31 (715)
Профессор Йо Грёбель препарирует интернет с немецкой педантичностью

Гуру интернета в Германии, директор Deutsches Digital Institut Berlin, профессор Йо Грёбель преподавал в Университете Утрехта и Калифорнийском университете, создал журнал Medienpsychologie («Медиапсихология»). Грёбель регулярно консультирует правительство ФРГ по вопросам работы со СМИ, в том числе по проблеме их влияния на общество. В интервью «Эксперту» Йо Грёбель объяснил, почему маркетологи не могут справиться с блогерами, приведет ли интернет к увеличению социального расслоения и стоит ли бояться Google, который знает о нас почти все.

— Привнес ли интернет в жизнь людей что-то принципиально новое или же просто усилил тенденции, существовавшие ранее?

— Я бы выделил два аспекта его влияния. Интернет усложнил и ускорил многие процессы. Возьмите временной масштаб: те процессы, которые раньше занимали дни — например, обмен письмами, — протекают сейчас практически мгновенно. То же касается и качественного аспекта. Если раньше каждое информационное сообщение из газеты, журнала нужно было вычленять, то сегодня к мгновенному употреблению готов безбрежный массив новостей. Количество бизнес-контактов выросло, бизнес-общение упростилось и расширилось.

Но интернет создает и совершенно новые явления. Например, он виртуализирует продукты. Возьмите фильмы, музыку, тексты — они превращаются в виртуальные. Товары становятся более интерактивными. Потребитель все больше участвует в создании конечного продукта. Благодаря этому изменяются бизнес-процессы. Исследования рынка проходят мгновенно, во время покупки товара. Классический пример — сайт Amazon.com. Он существует уже полтора десятка лет. Делая покупку на сайте, вы предоставляете продавцу массу информации о себе. И благодаря этой информации производится анализ рынка, анализ покупателя.

Интернет сделал бизнес-процессы универсальными для всего мира; всеобъемлющими в смысле средств коммуникации, объединив текст, звук и видео; независимыми от места и времени; непосредственными — соединив конечного клиента и продавца и позволив участвовать в бизнес-процессах «мимоходом», «в дороге».

— В 1960-е годы американский философ Маршалл Маклюэн продемонстрировал, как появление телевидения радикально изменило наше восприятие информации и понимание того, что, собственно, такое информация. Происходит ли нечто подобное сегодня благодаря интернету?

— Благодаря интернету возникает новая структура отношений, социальная сеть. Социальная сеть — это не просто отношения внутри групп, это новое общество, которого раньше не существовало. Многое из того, о чем писал Маклюэн, мы продолжаем наблюдать сегодня в реальности. Интернет усиливает и изменяет многие тенденции, не отменяя их. Решающий фактор интернета — переосмысление и трансформация коммуникативных отношений между людьми, превращение их в массовую коммуникацию.

Классическая модель СМИ — обращение немногих трансляторов ко многим реципиентам. В ходе цифровой революции эта классическая модель «немногие — многим» прошла стадию «многие — многим» и превратилась в «многие — немногим». Э

Новости партнеров

Реклама