Комплекс комикса

Культура
Москва, 16.08.2010
«Эксперт» №32 (716)
На экраны выходят рисованные герои нового времени — от безрогого Антихриста до бас-гитариста со сверхспособностями

На днях в прокате появится один из самых остроумных фильмов сезона — «Скотт Пилгрим против всех». Его режиссера, британца Эдгара Райта, можно было бы причислить к наиболее серьезным современным авторам, если бы сам характер его деятельности не сопротивлялся подобному определению: сериал «Квартиранты», а потом кинопародии «Зомби по имени Шон» и «Типа крутые легавые» очаровали и критиков, и зрителей невозмутимым юмором и способностью превратить в гэг практически любой диалог. Однако в тех работах он лишь подбирался к тому, что осуществил в «Скотте Пилгриме». Эта на первый взгляд непритязательная молодежная комедия о двадцатилетних бездельниках из Торонто — точный портрет «поколения нулевых».

Главный герой и на героя-то не тянет. В малоуспешной рок-группе Sex Bob-Omb он играет на бас-гитаре и подпевает фронтмену, живет на съемной квартире с соседом-геем, который платит за жилье, а в свободное время (которого у него навалом) мечтает покорить девчонку с волосами, крашенными в малиновый цвет. Проблема в том, что для достижения цели необходимо побить семерых ее злых бывших бойфрендов. Каждый из них обладает сверхспособностями: один умеет летать, у другого фантастический удар, третий управляет энергетическими полями… Но сила любви преображает и Скотта: в нужный момент этот закомплексованный хлюпик (его сыграл Майкл Сера, чудесный молодой актер из «Джуно») становится суперменом, превращаясь в героя видеоигры. Теперь и он дерется, прыгает, стреляет лучше всех. Так что победа будет за ним.

Сюрреалистический сплав из натуралистично-правдивого очерка жизни провинциальной молодежи и эстетики Playstation 3 дополнен прекрасной музыкой, написанной для группы Скотта Беком Хансеном (в создании саундтрека принимали участие и другие столь же выдающиеся рок-композиторы). Итог — комический и трогательный слепок виртуальной реальности XXI века в ее подлинном, негероическом виде. Очевидно, мало кто удивится, узнав, что в основе блестящей картины Райта — серия комиксов канадского художника Брайана Ли О’Мэлли, уже приобретшая культовый статус. Ну разумеется — разве можно найти более адекватную форму для портрета нынешнего поколения, чем кинокомикс?

Тут запятая. Комиксы плодятся как кролики, но само представление о комиксе размывается и мутирует. Недаром на крупнейшем американском конгрессе Comic-Con в Сан-Диего давным-давно презентуют не только экранизации комиксов, но и любые условные вариации на темы комиксовой эстетики, будь то «Аватар» или «Шрек». Разглядеть комикс можно в доброй половине развлекательных фильмов, от крупнобюджетных «Трансформеров» Майкла Бэя до условно-экспериментальной «Девушки из воды» М. Найт Шьямалана.

Сами комиксы способны претендовать на «Оскара» в сценарной номинации: сравнительно недавнее доказательство — «Американское великолепие» Шари Бермана и Роберта Пульчини, получившее, кроме номинации на премию Американской академии, Гран-при «Сандэнса».

Скромный и малопривлекательный герой «Американского великолепия» — в то же время и альтер эго автора

Новости партнеров

«Эксперт»
№32 (716) 16 августа 2010
Пожары
Содержание:
Фаза выгорания

К чудовищным пожарам в России привела не только погодная аномалия, но и «человеческий фактор», деградация лесного хозяйства и малоэффективные технологии пожаротушения

Реклама