Прохлада подорожала

Русский бизнес
Москва, 16.08.2010
«Эксперт» №32 (716)
Московская жара привела к взрыву спроса на рынке климатической техники. Однако заработать на этом смогли лишь мелкие спекулянты

Аномально жаркое лето стало причиной массовой скупки климатической техники. По оценкам аналитиков розничной сети «Эльдорадо», в среднем по России в июле спрос на нее увеличился по сравнению с маем в два-три раза. В самой компании продажи кондиционеров и вентиляторов в июле выросли вдвое по сравнению с прошлым годом. В пять раз выросли продажи увлажнителей и очистителей воздуха в магазинах «М.Видео». Чтобы удовлетворить спрос, руководство сети на прошлой неделе перебросило всю оставшуюся на складах продукцию из Сибири и с Урала, но и она была раскуплена буквально за несколько дней. По оценке Георгия Литвинчука, генерального директора агентства «Литвинчук Маркетинг», в этом году продажи бытовых сплит-систем составят 1,3–1,35 млн штук, что на 40% выше прошлогоднего уровня (см. график 1). В результате российский рынок климатической техники уже в этом году может стать крупнейшим в Европе (сейчас он на третьем месте).

Дефицит вентиляторов и кондиционеров в магазинах привел к росту цен. Это привлекло внимание Федеральной антимонопольной службы (ФАС), начавшей расследование причин создавшейся ситуации. Однако высока вероятность, что регулятор не найдет виновных: сложившаяся на рынке система отношений контрагентов не позволяет ни дистрибуторам, ни производителям заработать на текущем взрыве спроса, а розничных продавцов слишком много, чтобы говорить о возможности картельного сговора.

Два хороших звена и одно плохое

Подорожание коснулось в первую очередь самого массового вида климатической техники — вентиляторов, как экономичных, так и премиальных брендов. Согласно мониторингу на «Яндекс.Маркет», за последние три месяца цены на вентиляторы Vitek VT-1908 и Bork SF TOR 2560 3D выросли на 460 и 85%, соответственно (см. график 2). Заметно подорожали и недорогие кондиционеры: например, стоимость Ballu BSV-18H за тот же период выросла на 25%. Что касается кондиционеров среднего и премиального сегментов, то цены на них практически не изменились. В частности, General Climate GC/GU-CF24HR подорожали всего на 0,15%, а премиальный Daikin FLXS25B / RXS25B даже чуть-чуть подешевел.

Кто же виноват в росте цен?

Цепочка участников рынка включает в себя три звена: производители, дистрибуторы и розничные продавцы. Первое звено цепи — производители — в России практически отсутствует (аналитики называют только одну фирму в Калининграде, выпускающую вентиляторы). Более того, даже зарубежные игроки в качестве площадок для производства климатической техники отдают предпочтение азиатским странам — Индии, Корее и Китаю. Поэтому заказы на климатическое оборудование из России формируются еще в ноябре-декабре: с учетом временных затрат на логистику и растаможивание сроки доставки продукции составляют не менее трех месяцев.

Ритейлеры и дистрибуторы при прогнозировании спроса ориентируются в первую очередь на прошлогодние продажи, которые в 2009 году из-за одновременного влияния кризиса и не слишком жаркого лета составили менее 1 млн бытовых кондиционеров против 1,47 млн в 2008 году. П

У партнеров

    «Эксперт»
    №32 (716) 16 августа 2010
    Пожары
    Содержание:
    Фаза выгорания

    К чудовищным пожарам в России привела не только погодная аномалия, но и «человеческий фактор», деградация лесного хозяйства и малоэффективные технологии пожаротушения

    Реклама