Проигрыш по таможне

Экономика и финансы
Москва, 23.08.2010
«Эксперт» №33 (717)
Сложившаяся практика российских таможенных органов становится барьером для развития инновационныхи высокотехнологичных производств в России. Создание Таможенного союза лишь обостряет эту проблему — Казахстан и Белоруссия оказываются привлекательнее для инвесторов

Издержки, связанные с пересечением таможенной границы, носят подчас непредсказуемый характер и приводят к отказу от размещения в России новых производств, — заявил Дмитрий Медведев на совещании, посвященном вопросам инвестиционного климата. — Эти проблемы затрагивают и отечественных производителей, включая потенциальных экспортеров высокотехнологичной продукции. Финансовое бремя экспортных процедур, сроки оформления поставок, сложность механизмов экспортного и валютного контроля — все это ставит нас в очень сложные условия, мы просто проигрываем по отношению к нашим конкурентам».

Для бизнеса российская таможня — то же самое, что ГИБДД для автолюбителя: принцип «не заплатишь — не поедешь» и тут и там является определяющим. С Федеральной таможенной службой (ФТС) ситуация даже хуже, поскольку у нее есть план по перечислению сборов в бюджет, и именно по цифрам этих перечислений в первую очередь оценивается работа таможенников. Следствием чисто фискального подхода к таможенным вопросам закономерно оказываются, с одной стороны, драконовское администрирование, с другой — тотальная коррумпированность системы.

Например, ФТС уже много лет добивается права приостанавливать ввоз любых брендовых товаров при подозрении, что они являются контрафактом. Несмотря на то что законодатели и правительство регулярно отказываются официально закрепить за ФТС такое право, на практике ввести в Россию брендовый товар без задержки на таможне почти невозможно. Как результат, по оценке таможенных брокеров, до 80% одежды и обуви, красующейся в российских бутиках, ввезено по «серым» схемам — за взятки таможенникам. И уже как норма воспринимается абсурдная по сути ситуация, когда ввозить товар по «серым» схемам оказывается проще и выгоднее, чем по закону, — импортер освобождается от большой головной боли, связанной с проверкой документов или с искусственным затягиванием сроков их оформления таможней (что в конце концов может вылиться в простой машины или в дополнительные расходы на хранение груза на складах временного хранения). Мало того, «серые» документы, как правило, оформляются таможенниками вне очереди, в обход «белых» импортеров (предприниматели отмечают, что таможенные посты обычно берутся за «серые» поставки охотнее, а вот заставить их правильно растаможить груз, оформленный по закону, нередко бывает проблематично).

Борьбу с коррупцией на таможне власти ведут много лет, впрочем, без особого рвения и без заметных результатов — пока таможня давала более 40% доходов федерального бюджета, все остальное чиновников мало беспокоило. Однако сегодня ситуация резко изменилась. Во-первых, предприниматели, которых достал таможенный беспредел, начали использовать в своих целях кампанию по развитию инноваций и завалили правительство жалобами на то, что таможня препятствует ввозу в страну высокотехнологичного и инновационного оборудования. Во-вторых, создание Таможенного союза сделало вполне реальной опасность бегства многих российских компаний, зависящих от импорта товаров или оборудо

Новости партнеров

«Эксперт»
№33 (717) 23 августа 2010
Инфляция
Содержание:
Не навреди

Нынешний разогрев продовольственных цен носит конъюнктурный и во многом психологический характер. Было бы крайне неуместно реагировать на него ужесточением денежной политики ЦБ, нанося удар по хрупкому посткризисному росту в реальном секторе экономики

Реклама