Андеграунд на поверхности

Культура
Москва, 30.08.2010
«Эксперт» №34 (718)
Раду Поклитару еще несколько лет назад числился самым многообещающим балетным модернистом. За последние полтора года он с собственным театром «Киев модерн-балет» показал свои спектакли в Москве трижды. Августовские мини-гастроли выглядели ретроспективой творчества 38-летнего хореографа

В начале нулевых тихий и интеллигентный человек Раду Поклитару совершил революцию. Взявшись вместе с британским режиссером Декланом Доннелланом за постановку в Большом театре «Ромео и Джульетты», он отобрал у балерин их драгоценные пуанты и заставил кричать на сцене и ломать прекрасные тела в страшных корчах. В Москве публика кричала «Позор!», в Лондоне бурно обсуждала спектакль на страницах «Таймс», в Нью-Йорке спокойно аплодировала.

После этого критики ездили за премьерами Поклитару даже по «медвежьим углам» — столичные театры не имели потребности рисковать настолько часто, чтобы использовать всю энергию молодого хореографа. Молдаванин по рождению, выучившийся в Пермском хореографическом училище и танцевавший в Большом театре Беларуси, Поклитару четыре года назад создал свой театр «Киев модерн-балет».

В последнее время Москва переживает острый приступ любви к современной хореографии. Наша публика, виртуозно умеющая демонстрировать все градусы пережитых эмоций, устраивает оригинальной хореографии такие овации, что и не снились бисированным фуэте. Даже мощные балетные институции в лице академических балетных театров продолжают проложенный Алексеем Ратманским во времена его руководства труппой Большого курс на модернизацию репертуара.

Правда, нынешние руководители московского балета не рискуют: среди достижений последнего года — российский дебют испанского классика Начо Дуато и первая отечественная постановка его учителя, живого гения Иржи Килиана, впереди — мировая премьера еще одного культового мастера, француза Анжелена Прельжокажа.

Видеть знаковые имена и признанные шедевры «с доставкой на дом», безусловно, приятно. Но проверка временем означает и то, что из 21-го века мы вновь вернулись в 20-й. Спектакли Раду Поклитару, показанные в Москве, оказались практически единственной возможностью стать не только почтительными поклонниками, но соучастниками процесса развития современного отечественного балета.

Хореограф, всегда поражавший изобилием премьер, за четыре года работы в Киеве выпустил всего около десятка балетов, причем часть из них — это новые варианты его старых спектаклей. Так дается руководство собственной компанией. Поэтому выбор спектаклей для гастролей, учитывая востребованность у нас «Киев модерн-балета», был ограничен, и вместо недавних премьер предпочли показать старые спектакли: «Кармен. TV», с которой начинался киевский коллектив, известную по постановке Большого театра «Палату № 6» и относительно недавний Underground — балеты, далеко не равнозначные по художественным достоинствам.

Предсказуемо самым бурным успехом пользовалась «Кармен. TV»: битком набитый зал в финале бесновался от восторга, словно на настоящей корриде. Хореограф и поставил это представление как корриду с публикой. Явно вдохновленный и потрясенный шедевром Матса Эка, который в России узнали только к концу 1990-х, он вслед за шведом-разрушителем попытался дать пощечину классическому балету. Встав в ряд тех, кто перепел движениями тела арии и дуэты оперы Бизе (им

Новости партнеров

«Эксперт»
№34 (718) 30 августа 2010
Рынок банковских вкладов
Содержание:
Бегом за вкладчиком

Поддержание высоких депозитных ставок делает банки заложниками рискованных бизнес-моделей

Экономика и финансы
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама