Воспитательная роль кризиса

Российские регионы Сибири и Дальнего Востока, похоже, научились экономить. Однако лишь единицы смогли и в жестких условиях дефицита инвестиционных средств изыскать резервы для осуществления самых насущных проектов

Минувший экономический кризис изменил основные черты бюджетной политики российских регионов, заставив местные власти произвести переоценку приоритетов, отказаться от изобретения все новых и новых проектов и учиться искать резервы для осуществления самых необходимых идей. Некоторым удалось перераспределить внутренние ресурсы так, что даже нашлись средства для возобновления инвестирования наиболее важных региональных проектов. Впрочем, последнее касается лишь регионов с развитой экономикой. У дотационных же зависимость от центра лишь возрастает.

Жесткое состояние недобора

Особенно тяжелая ситуация с наполнением бюджета сложилась в Кузбассе и в Красноярском крае, где основу налогооблагаемой базы составляют предприятия черной и цветной металлургии, угольной промышленности, наиболее сильно пострадавших в кризис. В Кемеровской области собственные доходы по итогам 2009 года сократились почти на треть относительно предыдущего года (с 71,7 до 44,8 млрд рублей), в Красноярском крае — на 15% (с 82 до 69 млрд). Но если Красноярск в 2010 году уже надеется наверстать упущенное и выйти на докризисный или близкий к нему уровень собственных доходов, то кемеровчанам последствия кризиса, очевидно, будут аукаться еще долго.

Большинство других регионов, в доходной части которых доля федеральных поступлений традиционно велика, также были вынуждены затянуть пояса, вне зависимости от динамики собственных доходов, — в нынешнем году центр резко сократил трансферты. В Томской, Иркутской и Амурской областях, Алтайском, Красноярском и Хабаровском краях, Забайкалье и некоторых других регионах уровень безвозмездных бюджетных поступлений снизился. Так что, принимая бюджет-2010, регионам пришлось не только до минимума сократить расходные обязательства, но и запланировать резкое повышение бюджетного дефицита. Из двух с лишним десятков регионов обоих федеральных округов только экономически сильные Красноярск и Новосибирск надеются в этом году сохранить расходы на уровне прошлого года.

Полны оптимизма также Приморье и Амурская область, получившие мощный толчок к развитию в связи с реализацией на их территориях ряда масштабных федеральных инвестпрограмм. Впрочем, Приморье, несмотря на идущие инвестиции, все же утвердило на этот год беспрецедентно высокий бюджетный дефицит и оказалось в одной группе с Сахалином, Бурятией, Чукоткой и Республикой Алтай, которые заложили в текущие бюджетные планы заметное сокращение федеральных поступлений и дефицит, превышающий законодательно установленную норму в 10% от собственных доходов.

Идя на рост дефицитов, регионы, по крайней мере часть из них, похоже, слегка перестраховываются, занижая планы сбора налогов. Возможно, их пессимизм в какой-то степени оправдан — начавшийся экономический рост еще не измеряется величинами, которые говорили бы о гарантированном и существенном увеличении бюджетных поступлений, да и центр урезает трансферты. С другой стороны, в той же Республике Алтай, запланировавшей превышение нормы дефицита, за два квартала текуще

Новости партнеров

«Эксперт»
№34 (718) 30 августа 2010
Рынок банковских вкладов
Содержание:
Бегом за вкладчиком

Поддержание высоких депозитных ставок делает банки заложниками рискованных бизнес-моделей

Экономика и финансы
Наука и технологии
На улице Правды
Реклама