Третий раунд Лужкова

Тема недели
Москва, 20.09.2010
«Эксперт» №37 (721)

Рано или поздно очередь должна была дойти и до Юрия Лужкова. Россель, Шаймиев, Рахимов ушли. Илюмжинов заявил, что уйдет. Ушли многие другие, не столь заметные губернаторы-старожилы. Почему не должен уходить Лужков — тому нет никаких логичных доводов.

В этом смысле жесткое и откровенное сопротивление столичного мэра выглядит и слишком эмоционально, и недостаточно дальновидно. Переведя конфликт в сферу публичной политики, Лужков очевидным образом нарушил рамки допустимого традициями новейшей российской политики. Возможно, Лужков полагает, что у президента Дмитрия Медведева недостаточно ресурсов либо решимости, чтобы убрать его с поста. Но политическое поведение Медведева не дает для подобных суждений особых оснований.

Медведев политик, во-первых, весьма жесткий, а во-вторых, весьма последовательный. Вспомним войну с Грузией; но еще показательнее история с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии. Если собственно военный ответ на агрессию Саакашвили, по сути, не имел разумных альтернатив (несмотря на внешнеполитические издержки), то уж признавать республики никто не заставлял, а дипломатические и политические издержки этого признания были и остаются существенными. Но раз логика событий требовала такого решения, оно было принято и проведено в жизнь.

Что касается последовательности, то два с половиной года президентства показали, что Медведев не забывает поднятых тем и не оставляет начатых дел (будь то модернизация или новая система европейской безопасности). Поэтому упертость Лужкова выглядит весьма рискованной. Как бы не обошлась она ему дорого в скором будущем. Договориться об условиях отставки тихо и по-хорошему было, наверное, более надежным вариантом. Уголовное дело против Рябинина — серьезный сигнал. В свое время «дело Ходорковского» начиналось похожим образом.

Почему же Юрий Лужков пошел ва-банк?

Причин, как водится в таких делах, по-видимому, несколько. Пожалуй, основные — колоссальные коммерческие интересы лужковской команды (московская группа известна своей сплоченностью, Лужков не вполне сам себе хозяин) и вера в свою силу, изрядно возросшую за долгие годы управления столицей. Совокупные финансовые ресурсы лужковской команды поболе, чем у ЮКОСа времен расцвета, что делает ее очень серьезной силой. Москва — большая площадка, на которой свои бизнес-интересы имеют многие и региональные российские, и иностранные фигуры. Но ресурсы федеральной власти (силовые прежде всего) гораздо больше.

Конечно, Юрий Лужков политик системный, он довольно четко, по крайней мере раньше, понимал пределы своего влияния. Но все равно у него были серьезные стычки со всеми, уже тремя, российскими президентами и членами их команд. С Ельциным (Гусинский — Коржаков, операция «Мордой в снег» в 1994 году), с Путиным («Единство» против «Всей России» на выборах 1999 года), а теперь и с Медведевым. В первых двух конфликтах Лужков в итоге отступал, а для «противника» победа над московским мэром становилась важным этапом в укоренении во власти.

Есть в этих давних конф

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (721) 20 сентября 2010
Москва после Лужкова
Содержание:
Он заплатит за модернизацию

Отправив в отставку Юрия Лужкова, Кремль и Белый дом сбросят ненужный балласт с российского государственного корабля. Политические риски связаны не с уходом мэра, а с сохранением его у власти в столице

Обзор почты
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама