Ближе к телу

Культура
Москва, 20.09.2010
«Эксперт» №37 (721)
67-й Венецианский фестиваль призвал задуматься о бренности всего сущего, а Квентин Тарантино предложил радоваться жизни

С церемонии закрытия Венецианского фестиваля гости выходили в недоумении. Распределение призов эксцентричным Квентином Тарантино, радовавшим публику своими ужимками на протяжении последних двенадцати дней, поставило в тупик рассудительных экспертов. Проще всего было таблоидам. Все кристально ясно: Тарантино отдал «Золотого льва» фильму «Где-то» Софии Копполы — своей бывшей девушки, а «Специального льва» за заслуги — старику Монте Хеллману. Да, широкая публика о таком и не знает, да, его новейший фильм «Дорога никуда» — зрелище занудное и невнятное, но Хеллман в начале 1990-х дал путевку в жизнь самому Квентину, спродюсировав его дебютных «Бешеных псов». Вот и благодарность. Коппола да Тарантино — та же мафия, недаром в их жилах течет итальянская кровь.

Вечно нежный возраст

Умники столь элементарными доводами не удовольствовались. Надо было как-то объяснить еще и то, что Тарантино распределил остальные награды между всего двумя фильмами. «Печальной балладе для трубы» испанца Алекса де ла Иглесиа он отдал приз за сценарий и «Серебряного льва» за режиссуру, «Убийству по существу» польского классика Ежи Сколимовского присудил «Специальный приз жюри» и актерский «Кубок Вольпи» для артиста-скандалиста Винсента Галло (на сцене его получал тот же Сколимовский). Собственно, о наличии в жюри каких-то людей, кроме всемогущего президента, свидетельствовали только две награды: женский «Кубок Вольпи» для гречанки Арианны Лабед, сыгравшей в аскетичной бихевиористской драме «Аттенберг», и медаль «Озелла» за операторскую работу Михаила Кричмана в российской ленте «Овсянки». Оба этих фильма по идее плохо вписывались в картину мира и искусства «по Тарантино».

Что же это за картина? Она близка к реальности, но только притворяется документально точным слепком с нее. В создании этой иллюзии Софии Копполе помог выдающийся оператор Харрис Савидес, до того снимавший «Джерри», «Слона» и «Последние дни» Гаса Ван Сэнта. «Где-то» поначалу предстает как нейтрально комическая хроника жизни кинозвезды Джонни Марко (ничем до сих пор не примечательный артист Стивен Дорфф сыграл не хуже Билла Мюррея в «Трудностях перевода»), проводящего дни и ночи в престижном лос-анджелесском отеле в ожидании хоть каких-то событий. Дармовая выпивка и красивые женщины дезабилье сыплются на него с неба, а у него астенический синдром: устал от безделья. И тут появляется Она — одиннадцатилетняя дочка. При очередной встрече с ней Джонни вдруг осознает, что время на месте не стоит и пора взрослеть. Череда очаровательных и метких зарисовок из жизни знаменитости к финалу начинает угнетать зрителя не меньше, чем проживающего эту жизнь героя.

Тогда он совершает самый смелый поступок за свою биографию. Он выписывается из гостиницы. И направляется — куда? Ответ в заголовке —  фильма Хеллмана. «Дорога никуда», в формалистском экзерсисе престарелого Хеллмана на ту же тему (проблемы самоидентификации в лос-анджелесских декорациях, кино против реальности и т. д.), — участь очередного потерянного поколения, не

Новости партнеров

«Эксперт»
№37 (721) 20 сентября 2010
Москва после Лужкова
Содержание:
Он заплатит за модернизацию

Отправив в отставку Юрия Лужкова, Кремль и Белый дом сбросят ненужный балласт с российского государственного корабля. Политические риски связаны не с уходом мэра, а с сохранением его у власти в столице

Обзор почты
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама