Комитет для президента

27 сентября 2010, 00:00

Президент Дмитрий Медведев выступил 23 сентября на совещании, посвященном новому закону «О полиции», с предложением создать независимый Следственный комитет. Комитет, объяснил президент, должен быть создан на базе нынешнего Следственного комитета при Генеральной прокуратуре. Другие следственные структуры (в частности, соответствующие подразделения МВД, ФСБ и ФСКН) сохранят свою самостоятельность, однако «в дальнейшем могут быть приняты и иные решения, включая передачу расследования всех дел или их подавляющей части в Следственный комитет». Когда и почему могут быть приняты такие решения, президент не пояснил, ограничившись туманной фразой «Здесь время покажет, по какому пути нам двигаться, здесь главное — не нарушить существующий баланс».

Пока это все известные детали о предстоящей реформе следственных органов. Из них ясно лишь одно: новая следственная структура будет создана — и создана по решению президента. Пока изменения невелики, однако на перспективу заложена база для весьма существенных преобразований — в том числе для объединения всех следственных подразделений различных ведомств. Эта перспектива публично объявлена главой государства, однако оговорки насчет «баланса» и времени, которое «покажет», означают, что при каких-то условиях все может остаться примерно так, как есть, а при каких-то иные органы следствия вольют в новый комитет, а иные оставят.

Вилка в инициативе Медведева, при которой изменения либо будут очень существенными, либо практически не произойдут, в каком-то смысле характеризует нынешний подход к реформе в силовой сфере. В частности, так определяют многие эксперты и обозреватели обсуждаемый ныне закон «О полиции». По мнению советника председателя Конституционного суда, в прошлом главы российского бюро Интерпола Владимира Овчинского, сейчас Следственный комитет структурно фактически не связан с Генеральной прокуратурой, и если указ ограничится лишь определением существующего положения вещей, то речь пойдет почти исключительно о смене вывесок. По поводу планов создания на базе СКП единого Следственного комитета Владимир Овчинский настроен скептически: «В СКП сейчас работает 7700 сотрудников, их зарплата в два, в три раза выше, чем у следователей МВД, а в МВД следователей 56 тысяч человек. Если их вливать в новый комитет, надо решать вопрос о зарплате, а есть ли на это деньги, никто не знает. К тому же следователи МВД сидят сейчас в соответствующих подразделениях министерства, с другими сотрудниками. Если их там оставить, то смысл реформы отчасти теряется, если же забирать, то для всех этих десятков тысяч сотрудников необходимы новые здания, помещения и так далее. В какие деньги выльются такие преобразования, мне сейчас даже сложно предположить».

Адвокат Владимир Жеребенков, в прошлом более двадцати лет проработавший в органах следствия, тоже считает форсированное создание единого Следственного комитета несвоевременным. По его мнению, в нынешних условиях это приведет к громоздкой и неуправляемой структуре. А следственные органы и так непрерывно реформируют на протяжении всех последних лет, в результате система находится в постоянном стрессе, оттуда уходят профессиональные работники, а потому качество следствия резко упало. «Если бы не наши суды, — говорит адвокат, — то 50–60 процентов дел просто возвращали бы на доследование». Новая реорганизация — всего через три года после создания СКП — внесет в систему лишь новую смуту. По мнению Жеребенкова, нынешним органам следствия надо «дать отдышаться» хотя бы несколько лет и потом осторожно начинать изменения. Как адвокат, он говорит и еще об одной угрозе при создании единого Следственного комитета в российских реалиях: «Сейчас существование СКП — это возможность изменить ход расследования заказного дела, если оно заказано следователю из МВД, если же будет единый комитет, исчезнет и это небольшое окошко».

Иными словами, осторожность, которую высказал президент, говоря о перспективах Следственного комитета, вполне оправданна: организационные, финансовые и кадровые вопросы, а также неопределенность с тем, насколько эффективна будет новая структура, заставляют идти по этому полю с опаской и пока не заходить очень далеко. Впрочем, вопрос во многом сводится к тому, какие изменения будут происходить в других секторах силовой сферы, и главное, как будет проходить реформа МВД. Критики законопроекта во многом исходят из того, что все там останется как есть: структуры будут неэффективны, коррумпированы и не будут пользоваться никаким доверием граждан. В общей увязке — когда в движение придут разные элементы — картина может получиться иной.