Рано радоваться

Алексей Янин
27 сентября 2010, 00:00

В первом полугодии 2010 года лидеры страхового рынка создавали инфраструктуру для будущего роста и внедряли системы риск-менеджмента. Аутсайдеры продолжали политику демпинга и безуспешно пытались найти инвесторов

В первом полугодии 2010 года произошел долгожданный перелом тренда — впервые с начала кризиса падение рынка сменилось ростом. Объем совокупной страховой премии в первом полугодии 2010 года по сравнению с аналогичным периодом 2009-го вырос на 5,1% (без учета ОМС). Рынок выходит из глубокой фазы кризиса, а сдержанный рост будет продолжаться. «Эксперт РА» отмечает, что рост рынка происходит прежде всего за счет обязательного, вмененного и кэптивного страхования. Далеки от выхода из кризиса такие важные сегменты страхового рынка, как страхование автокаско и страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков. Говорить о полноценном восстановлении страхового рынка преждевременно: по прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2010 году так и не достигнет уровня 2008 года. Темпы прироста страховых премий в 2010 году составят 7% по сравнению с 2009-м (-1% по сравнению с 2008 годом). Окончательное восстановление рынка произойдет в 2011 году.

Главная опасность для страховых компаний сейчас — преждевременная эйфория. Дмитрий Амелькин, начальник Управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах», предупреждает: «Основную угрозу представляет оптимизм касательно выхода из кризиса. Вполне вероятен и рецессионный вариант развития рынка. Принимая во внимание то обстоятельство, что инвестиционный доход с учетом снижения ставок по депозитам будет только уменьшаться, страховым компаниям потребуется повышать рентабельность страхового бизнеса, с чем справятся далеко не все».

В условиях медленного восстановления рынка на первый план выходит способность страховщиков предложить новые решения, которые будут востребованы страхователями. Это могут не все. Андрей Бондаренко, заместитель директора департамента стратегического развития бизнеса РОСНО, делится своими наблюдениями: «Ряд проблем российского страхового рынка связан с  отсутствием свежих идей. Большинство страховщиков слишком привыкли к потоку поступлений от договоров по розничному автострахованию, а также к регулярным поступлениям, обеспечиваемым пролонгацией ранее заключенных соглашений с крупными корпоративными клиентами. В результате эти операторы рынка утратили способность предложить новые конкурентные страховые программы в условиях снижения спроса».

Котлеты и мухи

С началом восстановления рынка все более углубляется разделение страховых компаний на две группы, и переход из одной группы в другую сейчас уже практически невозможен. Разделение страховщиков на две группы произошло еще до кризиса, в фазу бурного роста рынка, но именно сейчас это разделение стало явным.

К первой группе можно отнести компании с взвешенной ценовой политикой и с долгосрочной стратегией развития, ко второй — страховщиков, живущих «с колес», т. е. основывающих модель своего бизнеса на предпосылке, что входящий поток денежных средств всегда больше исходящего. Деятельность подобных компаний направлена или на привлечение денежных средств для обслуживания интересов акционеров, лежащих вне сферы страхового бизнеса, или на раздувание страхового портфеля с целью продажи компании. Первая группа страховщиков прошла кризис достаточно стабильно, самые передовые компании из этой группы смогли использовать кризис для подготовки своей инфраструктуры к посткризисному росту. Вторая группа компаний в конце 2009 года — начале 2010-го столкнулась с ростом убыточности до критических значений и начала проводить запоздалые мероприятия по оптимизации страхового портфеля. Из компаний второй группы без значительных внешних финансовых вливаний пережить этот год смогут только страховщики, обладающие значительным запасом капитала, обеспеченного реальными ликвидными активами, а таких немного. Остальным придется продаваться более крупным участникам рынка с низкими мультипликаторами к взносам (0,2–0,4) или уходить с рынка. Более вероятным представляется второй вариант.

Поясняет председатель совета директоров Страхового дома ВСК Сергей Цикалюк: «Одни компании взяли за основу агрессивный путь развития — любой ценой увеличить свою долю на рынке, несмотря на отрицательный показатель комбинированной убыточности. Политика других, более консервативная, позволяет им в этом году опережать рост рынка страхования, сохраняя положительный уровень комбинированной убыточности. Стратегии третьих связаны с поиском инвесторов: до сих пор они уверенно занимали место в первой или второй десятке, но, видя, что разрыв между ними сильно увеличивается, понимают, что прежних позиций им уже не вернуть».

Ситуацию комментирует Дмитрий Раковщик, генеральный директор ОСАО «РЕСО-Гарантия»: «Понятно, что все сделки на рынке остановились, нет ни слияний, ни поглощений. Иностранные инвесторы замерли в ожидании, российские тоже ничего не предпринимают, поскольку на нашем рынке из-за непрозрачности отчетности страховых компаний крайне трудно понять, кого и зачем нужно поглощать. Перспективы очень многих страховщиков настолько сомнительны, что даже не хочется думать об их возможном поглощении — подозреваем мы самое плохое».

Впрочем, уход с рынка подобных компаний в среднесрочной перспективе должен сыграть положительную роль. Первый заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Михаил Моторин отмечает: «У любого кризиса есть не только негативные, но и положительные стороны. К числу последних можно отнести очищение финансового рынка от ненадежных или работающих неэффективно компаний. Это стало стимулом для усиления консолидации в отрасли. Также кризис подтолкнул людей к пересмотру отношения к рискам, в результате многие предприниматели и частные лица обратили внимание на страхование как на наиболее эффективный инструмент для защиты бюджета. В дальнейшем это позитивно скажется на динамике рынка в целом».

Укрепились для роста

Будущее рынка — за надежными и стабильными компаниями. Страховщики, нацеленные на многолетнее развитие, использовали кризис как передышку от высоких темпов роста в последние годы, когда инфраструктура бизнеса не успевала за его ростом. Кризис заставил задуматься об эффективности. Поэтому правильные стратегии строятся сейчас вокруг рентабельных мультиканальных продаж, формирования сбалансированного портфеля, развития технологий и оптимизации издержек. Ключевую роль в стабилизации развития компании, по свидетельству страховщиков, приобретает внедрение систем риск-менеджмента.

«Кризис многие вещи расставил по своим местам, в том числе и управление рисками, — говорит член правления Группы “Ренессанс Страхование” Сергей Рябцов. — Страховые компании изначально и традиционно очень консервативны в выборе инвестиционных инструментов. Чего нельзя было сказать, например, об отношении российских страховщиков к выбору посредников и подрядчиков. Случаи исчезновения некоторых брокеров, взвинчивания цен автосервисами и медицинскими учреждениями привели к тотальному пересмотру страховыми компаниями своих партнерских пулов и изменениям расстановки сил на соответствующих рынках».

Генеральный директор ГСК «Югория» Алексей Семенихин подчеркивает: «Безусловно, кризис дал сильный толчок к развитию риск-менеджмента в среде страховщиков России. В период посткризисного восстановления это развитие продолжается. Цель эффективного риск-менеджмента — не просто минимизировать риски, но определить оптимальное соотношение между прибыльностью и уровнем принимаемых рисков. Здесь важно найти золотую середину, чтобы не рисковать чрезмерно, но и не остаться без прибыли».

Артем Амбарцумян, директор департамента управления рисками и внутреннего контроля СК «Цюрих», обращает внимание на позитивные тенденции в подходах к управлению рисками: «Опыт, полученный менеджментом страховых компаний в период кризиса, показал критическую важность систематической работы по управлению рисками. К сожалению, для некоторых страховщиков лишь после “live-стресс-теста”, каковым явился кризис, стала очевидной необходимость реального понимания рыночных рисков инвестиционного портфеля, валютного риска, риска зависимости от партнеров по продажам — как с точки зрения продаж, так и их кредитоспособности, и других базовых рисков, с которыми связана страховая деятельность». Вместе с тем на российском рынке, за очень редким исключением, по-прежнему практически нет компаний, которые бы осуществляли полноценное управление рисками, то есть имели бы в своей структуре центральное подразделение, координирующее работу с полной картой рисков и наделенное соответствующими полномочиями.

Эффективное развитие невозможно не только без современных подходов к управлению рисками, но и без искоренения проблемы демпинга. Это одна из основных задач, которую лидеры рынка, по мнению многих страховщиков, должны решать сообща. Андрей Мартьянов, исполнительный директор страховой компании МАКС, заявляет: «Страховой рынок нуждается в незамедлительном принятии комплекса антидемпинговых мер, которые должны носить законодательный характер, и важную роль в этом процессе необходимо отвести профессиональным объединениям страховщиков. Демпинг опасен падением финансовой устойчивости страхового рынка в целом, неспособностью ряда компаний выполнять обязательства перед застрахованными, а в итоге — подрывом общественного доверия к институту страхования в целом».