Обязательства растут

Русский бизнес
Москва, 04.10.2010
«Эксперт» №39 (723)
Правительство намерено ужесточить условия получения таможенных льгот для иностранных автозаводов в России. Если это произойдет, многие мировые автопроизводители будут вынуждены либо существенно повысить цены на свою продукцию, либо уйти с российского рынка

Российский Минпромторг разработал новые, более жесткие требования к получению таможенных льгот на ввоз компонентов для выпускаемых в РФ автомобилей. Главное из них — кардинальное повышение минимальных объемов выпуска машин: если сейчас с российских конвейеров иностранных предприятий должно сходить минимум 15–25 тыс. автомобилей в год, то теперь этот показатель предполагается повысить более чем в 10 раз — до 300 тысяч. Причем в этот объем должны входить не разные модели, как сейчас, когда иностранное автопредприятие выпускает на своем российском заводе сразу, скажем, пять-шесть моделей разного класса, — правительство ставит условие, чтобы все 300 тыс. машин выпускались на одной платформе. В этом случае автопроизводитель сможет собирать до двух-трех моделей приблизительно одного класса.

Есть в требованиях Минпромторга и новые условия инвестиций. Совокупные объемы инвестиций иностранной компании должны составлять минимум 500 млн долларов. Кроме того, компания должна создать в РФ собственное производство двигателей и коробок передач объемом 200 тыс. штук в год, а также собственный инженерный центр разработки новых моделей. В конечном итоге уровень локализации производства должен достигнуть 60% (сейчас требуемая необходимая степень локализации после определенного срока составляет 30%).

Оговоримся сразу: новые правила предполагается ввести не сегодня и даже не завтра. Сейчас все иностранные автозаводы в России работают на условиях соглашений о промсборке, которые действуют семь лет. Сроки соглашений истекают только в 2014–2015 годах, и уже после этого тем концернам, которые захотят продолжать пользоваться преференциями по ввозу комплектующих (сейчас они фактически равны нулю, а пошлины на новые импортные автомобили, напомним, составляют 25% от цены), будет предложено перезаключить соглашение на указанных жестких условиях предположительно сроком на восемь лет. Обо всем этом заявил глава Минпромторга Виктор Христенко на недавнем совещании по промсборке автомобилей в России, которое проходило в рамках церемонии открытия нового завода Hyundai под Санкт-Петербургом.

Слишком высокая планка

Логику правительства понять можно. Оно стремится к тому, чтобы иностранные автогиганты развивали свое производство в России серьезно: не прикручивали к машинам лишь колеса и бампер, а потом рапортовали, что машина произведена в России, а открывали цеха более глубокого производственного цикла (штамповка, сварка, окраска и проч.). Чтобы тут же производились высокотехнологичные двигатели и коробки. Чтобы вокруг заводов плодились и размножались производители комплектующих (именно для этого весь минимальный объем выпуска, 300 тыс. автомобилей, должен собираться на одной платформе — тогда производителям комплектующих будет выгодно открывать рядом свои заводы). Чтобы неподалеку трудились иностранные ученые и инженеры, разрабатывая новые технологии в R&D-центрах. Чтобы многократно росли объемы иностранных инвестиций. И как результат — в России создаются новые рабочие места,

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (723) 4 октября 2010
    Москва после Лужкова
    Содержание:
    Город не для жизни

    Стратегия развития Москвы при Лужкове была нацелена на извлечение из города максимальной прибыли чиновниками и приближенным к ним бизнесом. Клановость, волюнтаризм, чудовищная неэффективность и коррупция — характерные черты московского капитализма

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама