Шоколад без рекламы

Русский бизнес
Москва, 04.10.2010
«Эксперт» №39 (723)
Украинская компания Roshen намерена занять 20% российского рынка шоколада и потеснить здешних лидеров. Ставка в конкурентной борьбе сделана на высокое качество продукции и сарафанное радио

Лидер украинского кондитерского рынка Roshen объявил о начале строительства шоколадной фабрики в селе Косыревка Липецкой области. Стоимость проекта — 250 млн долларов, что сопоставимо с инвестициями в шоколадную индустрию таких иностранных компаний, как итальянская Ferrero, недавно за 260 млн долларов построившая фабрику во Владимирской области, и корейская Lotte, открывшая за 200 млн долларов производство в Обнинске.

На фабрике Roshen разместится 40 производственных линий общей мощностью 253 тыс. тонн продукции в год, и после ее запуска в 2016 году компания рассчитывает занять пятую часть российского рынка. Между тем сейчас Roshen экспортирует в Россию около 10 тыс. тонн шоколада, занимая чуть более 1% рынка. Таким образом, амбициозным украинцам предстоит жесткая конкурентная борьба. В первую очередь они посягают на лидеров по шоколаду в нашей стране — глобальные компании Kraft Foods и Nestle.

Кризис и шоколад

Roshen присутствует на российском рынке в качестве производителя давно. В 2002 году, будучи импортером карамели, компания купила кондитерскую фабрику «Ликонф» в Липецке. В 2005 году украинцы запустили вторую производственную площадку в поселке Сенцово Липецкой области, где также выпускают карамель. Еще год спустя на базе бывшего цеха по производству ванн Липецкого трубного завода Roshen запустил логистический центр. Всего в развитие российских активов украинский концерн инвестировал с 2002 года свыше 100 млн долларов.

Первоначальная ставка на производство карамели в России делалась из-за 20-процентной импортной пошлины, введенной в начале 2000-х российскими регуляторами. На шоколад такой пошлины нет, поэтому компания привозила его со своей Мариупольской фабрики. В 2007 году она заявляла о планах строительства новой шоколадной фабрики около Винницы, где под эти цели купила 10 га. Однако вмешался кризис: за январь-февраль 2009 года, по оценке Государственного комитета статистики Украины, производство шоколада сократилось почти на 25%. На фоне такого обвала рынка Roshen отказался от расширения мощностей на Украине и уже в начале марта 2009 года объявил о намерении построить фабрику в Липецкой области, начав собирать пакет документов для согласования с местными властями.

Выбор в пользу России неудивителен, поскольку здешний рынок оказался более стабильным. По оценке Pro-Consulting, если производство шоколадной плитки на Украине в 2009 году упало на 15%, до 170–175 тыс. тонн, то в России оно просело лишь на 6%, до 218 тыс. тонн. При этом в стоимостном выражении рынок даже вырос на 16% в годовом сопоставлении, до 34,7 млрд рублей. Рынок шоколада в целом (включая конфеты) тоже вырос — на 6%, достигнув, по разным оценкам, 150–190 млрд рублей.

Рост денежного оборота при падающем потреблении произошел благодаря росту цен, а также в связи со структурными изменениями на рынке: более быстро сокращалось потребление шоколада из нижних ценовых сегментов, чем из верхних. Это связано с разной мотивацией покупок: дорогие шоколадные плитки нередко приобретаю

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (723) 4 октября 2010
    Москва после Лужкова
    Содержание:
    Город не для жизни

    Стратегия развития Москвы при Лужкове была нацелена на извлечение из города максимальной прибыли чиновниками и приближенным к ним бизнесом. Клановость, волюнтаризм, чудовищная неэффективность и коррупция — характерные черты московского капитализма

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама