Смятение образов

Культура
Москва, 04.10.2010
«Эксперт» №39 (723)
В Екатеринбурге проходит Первая уральская индустриальная биеннале современного искусства

Биеннале — масштабный международный смотр достижений арт-сообщества раз в два года — для художественного мира сегодня, пожалуй, наиболее популярная форма презентации современного искусства. При этом мировое биеннальное движение далеко не всегда разворачивается в столичных пространствах: в первом ряду международного списка стоит, конечно, Венеция, затем идут Ливерпуль, Стамбул, Лион и так далее. Проведение подобного мероприятия в России за периметром наших главных культурных центров, Москвы (здесь биеннале современного искусства проходит с 2005 года) и Санкт-Петербурга уже можно считать безусловным прорывом. Пусть даже в Екатеринбурге смотр получился не столь репрезентативным по составу участников, не столь зрелищным, а подчас и оставляющим впечатление слепленного «из того, что было».

Структура екатеринбургской биеннале выстроена в соответствии с международными принципами: основной проект, спецпроекты и параллельная программа, куда включаются выставки сходной тематики в галереях и музеях города. Слово «индустриальная» в названии — главное. Все основные выставки проходят на заводских и экс-фабричных площадках, а то и в действующих цехах, которых в промышленном российском центре около трех сотен. Филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) в Екатеринбурге постарался на славу — за короткий по меркам подготовки международных биеннале срок в восемь месяцев представители от искусства смогли уговорить директоров заводов предоставить под выставки цеха и обеспечить посетителям доступ на режимные объекты. Кроме того, им удалось увеличить выделенную на проведение смотра смехотворную сумму от Минкультуры с 3 млн рублей до 9,5 млн, благодаря городским властям и привлеченным спонсорам. Итоговая цифра, впрочем, тоже не впечатляет — средний бюджет европейских биеннале составляет 30 млн евро. Но тем не менее…

Основной проект «Ударники мобильных образов» расположился в удивительном (для экспозиции) пространстве бывшей типографии «Уральский рабочий», памятнике конструктивизма, которых, к слову, в уральской столице не счесть. В роли кураторов здесь выступили столичные арт-критики и теоретики искусства Екатерина Деготь и Давид Рифф, позвавшие в помощники румынского искусствоведа Космина Костинаса. Многослойную и разноплановую выставку команда собрала, опираясь на историю самой площадки, из копий, тиражных принтов, реплик и реконструкций работ художников и режиссеров разных лет, начиная с документального фильма голландца Йориса Ивенса «Песнь о героях» 1932 года и заканчивая плакатами немца Йоханнеса Пауля Ретера «Неолиберальная критичность» 2010-го. Свой выбор они объяснили стремлением показать, что «мобильность и репродуцируемость являются неотъемлемыми условиями существования искусства сегодня». К сожалению, кураторы оказались хорошими теоретиками, но не практиками — выставка практически лишена визуальных эффектов и сделана с явным пренебрежением к зрителю.

Специальные проекты оказались не в пример лучше. Минусом можно считать только удаленность

У партнеров

    «Эксперт»
    №39 (723) 4 октября 2010
    Москва после Лужкова
    Содержание:
    Город не для жизни

    Стратегия развития Москвы при Лужкове была нацелена на извлечение из города максимальной прибыли чиновниками и приближенным к ним бизнесом. Клановость, волюнтаризм, чудовищная неэффективность и коррупция — характерные черты московского капитализма

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Спецвыпуск
    На улице Правды
    Реклама