Открытия по расписанию

11 октября 2010, 00:00

В 1970-е и 1980-е годы развитие инноваций Microsoft было связано с фигурой отца-основателя корпорации. Один-два раза в год Гейтс удалялся от насущных дел и думал о будущем — читал книги, научные и популярные статьи. Так появилось понятие thinkweek, или «неделя на размышления», результатом которой было появление новых идей, над реализацией которых начинали трудиться разработчики. Впоследствии понятие thinkweek трансформировалось. Если сотрудник корпорации хочет что-то существенно поменять в Microsoft, он может написать меморандум и разместить его на специальном внутреннем ресурсе, который так и называется thinkweek. Архив thinkweek, открытый для всех сотрудников Microsoft, позволяет лучше понять культуру, историю и тенденции развития корпорации.

Предлагаемые в рамках thinkweek улучшения обычно носят организационный характер. Для выдвижения технических идей, цель которых не изменить Microsoft, а улучшить или создать новый продукт, существует более простой и приятный способ — обмен мнениями на внутреннем ресурсе IdeaExchange. Здесь можно опубликовать свою идею, обкатать ее на читателях, найти единомышленников, подготовить первоначальное обоснование и презентацию, получить отзывы и рейтинги от сообщества. Когда идея кажется сообществу небезнадежной, а автору достаточно материала и мнений, чтобы сделать презентацию, идея переводится из IdeaExchange в другие ИТ-системы: у проекта появляется название, и он последовательно проходит все стадии, предусмотренные «воронкой» процесса управления инновациями. На этом этапе идею оценивают различные категории экспертов, в частности, потенциальный продукт сопоставляется с портфелем других разработок, анализируется новизна, стоимость доведения идеи до стадии вывода на рынок, прогнозируется прибыльность. Для автоматизации процесса управления инновациями в Microsoft используют собственное программное обеспечение — надстройку Innovation Process Management над порталом SharePoint и системой управления проектами и портфелями Project Server.

После прохождения всех формальных стадий идея отправляется либо в одну из лабораторий, либо сразу в продуктовую группу. Под принципиально новую идею Microsoft может создать отдельную лабораторию и привлечь ученых из Microsoft Research и разработчиков из продуктовых групп. Лаборатории бывают большие (несколько сотен человек) и маленькие (меньше десяти сотрудников). Некоторые созданы под одну идею, другие — под направление или концепцию, и через них «течет» более или менее постоянный поток инноваций.

«При достижении сотрудниками определенного уровня признания в корпорации, обычно выражающегося в высоком уровне зарплаты, они просто обязаны принимать участие в обсуждении инновационных проектов. Уровень в формальной иерархии здесь не важен — это может быть как кто-то из вице-президентов, так и опытный разработчик, не имеющий подчиненных», — говорит Владислав Шершульский. Такие специалисты время от времени собираются, чтобы обновить систему приоритетов и стратегию корпорации, используемую в Innovation Process Management. При этом они в значительной мере руководствуются обзорами перспектив науки и общественного развития, которые готовит для них Microsoft Research.