QIWI будет банковать

Русский бизнес
Москва, 18.10.2010
«Эксперт» №41 (725)
Оператор платежной системы QIWI Ltd купил Первый процессинговый банк. Цель сделки — получить новые источники дохода за счет обслуживания банковских платежных операций

Компания QIWI Ltd, оператор крупнейшей платежной системы QIWI, приобрела 100% акций Первого процессингового банка. Благодаря этому она надеется решить сразу две задачи: во-первых, расширить ассортимент сервисов за счет банковских продуктов и тем самым избежать возможного снижения темпов роста, а во-вторых, снизить риски законодательных изменений, связанных с растущим вниманием Центрального банка к этому сектору в преддверии создания национальной платежной системы.

Не исключено, что в ближайшее время примеру QIWI последуют и другие участники рынка. Впрочем, банки тоже заинтересованы в интеграции своего бизнеса с платежными системами, которые являются недорогой инфраструктурой для дистанционного обслуживания клиентов.

Обреченные на самостоятельность

Логика развития рынка платежных систем в России с самого начала была не такой, как в Европе и США, где они возникли в результате развития банковского бизнеса. У нас крупные банки довольно долго скептически относились к платежному бизнесу, считая, что для обслуживания клиентов им достаточно своих розничных сетей. Рынок платежей за сотовую связь, бурно развивавшийся в начале 2000-х, тоже по ряду причин был им неинтересен. Главная из них в том, что для этого необходимы специальные банкоматы, оборудованные функцией приема наличных (cash-in), которые стоят до 40–45 тыс. долларов, то есть на 30% дороже стандартных устройств. Даже сейчас в Москве средний платеж за мобильную связь не превышает 120 рублей, поэтому построение сети банкоматов с функцией cash-in в расчете заработать на мобильных платежах вряд ли бы быстро окупилось. А развивать параллельно сети банкоматов сеть терминалов банки посчитали нецелесообразным, поскольку через терминалы невозможно провести самую популярную у клиентов операцию — снятие наличных.

В итоге рынок моментальных платежей в России оформился в самостоятельную отрасль. Низкая стоимость терминалов (2–3 тыс. долларов), возможность установки в самых разных местах и отсутствие привязки к конкретному банку позволили их операторам хорошо заработать на росте сотовой связи в стране. Одной из таких компаний оказалась Объединенная система моментальных платежей (ОСМП), впоследствии преобразованная в QIWI Ltd.

В отличие от других игроков QIWI не развивала свою сеть, а предпочла работать с частными предпринимателями, покупавшими у нее терминалы. Фактически ОСМП была для их владельцев чем-то вроде Visa или Mastercard для банкиров. Частные партнеры ОСМП, в свою очередь, проводили собственную маркетинговую политику и создавали независимые бренды, например «Быстроплат», «Трансфермания», хотя расчетный центр у них был один. Конец такой «маркетинговой анархии» пришел в 2008 году, когда руководство ОСМП заявило о переходе всей сети на единый бренд QIWI и на унифицированный интерфейс. А в 2009 году QIWI Ltd поглотила одного из конкурентов — систему E-port. Благодаря этим шагам компания стала абсолютным лидером на рынке, увеличив свою долю с 29% в 2007 году до 49% в 2009-м (см. график 1).

Однако рынок с

У партнеров

    «Эксперт»
    №41 (725) 18 октября 2010
    Бум на рынке золота
    Содержание:
    Золотые будни

    Стимулирование экономики США через новую эмиссию вновь сделало золото объектом сохранения стоимости. Стремительный рост цен на золото, впрочем, может оказаться всего лишь пузырем

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Политика
    На улице Правды
    Реклама