Бухгалтерская стратегия

Низкая инфляция, медленный экономический рост и нулевой дефицит к 2015 году — доминанты бюджетной политики Минфина на ближайшую перспективу. Исходя из этой логики задачи модернизации хозяйства должны решаться кем угодно, только не государством

Государственная дума одобрила в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 год. Проект казенной росписи предполагает дефицит в 1,8 трлн рублей, или всего 3,8% ВВП. Это несколько ниже дефицита бюджета текущего года, который запланирован на уровне 5,3% ВВП, но в действительности, скорее всего, дефицит федерального бюджета в нынешнем году тоже окажется ниже плана. По нашим оценкам, он вряд ли превысит 4% ВВП.

На первый взгляд дефицит отечественного бюджета не так велик на фоне многих других стран и не внушает опасений. Например, по итогам только что (1 октября) закончившегося финансового года в США дефицит составил примерно 8,9% ВВП, а год назад был и того больше — 10%. Но причина нашего достаточно скромного бюджетного баланса и даже его улучшения в этом году одна — более дорогая в сравнении с первоначальными наметками нефть. Сейчас это 76,2 доллара за баррель сорта Urals в среднем за десять месяцев 2010 года при бюджетном прогнозе 58 долларов. Цена нефти, заложенная в расчеты бюджета будущего года, рассчитана исключительно на основе инерционного прогноза: она составляет 75 долларов за баррель.

Глава Минфина Алексей Кудрин, выступая в Думе, заявил, что федеральный бюджет в 2011 году мог бы выйти на бездефицитный уровень при цене на нефть 109 долларов за баррель. Для сравнения: бюджеты 2007–2008 годов балансировались, по нашим оценкам, ценой нефти соответственно 41 и 65 долларов за баррель. Почти двукратный рост «балансирующей» бюджет цены нефти — следствие колоссальных дополнительных расходных обязательств, принятых на себя государством в последний кризис. Львиная часть этих расходов носит социальный характер и не может быть быстро свернута без болезненных социальных реформ (вроде повышения пенсионного возраста, секвестирования масштабов бюджетной сферы и т. д.).

Душим инфляцию, теряем рост

Каковы макроэкономические предпосылки бюджета? Сразу скажем: они вполне традиционны. Это неуклонное снижение инфляции — с 6–7% в 2010 году (оценка из последних документов Минфина, Кудрин в начале октября назвал цифру инфляции «около 8%». — «Эксперт») до 4,5–5,5% в 2013-м. Снижение инфляции, по логике Минфина, автоматически позволит опустить к 2013 году средний уровень номинальных процентных ставок по банковским кредитам в рублях до 7–8% годовых.

В бюджете весьма консервативные оценки темпов экономического роста (прирост реального ВВП на ближайшие три года в диапазоне 3,4–4,2%), прогноз плавного повышения мировых цен на нефть (с 75 долларов за баррель в 2010-м до 79 долларов в 2013-м) и поддержание инвестиций на уровне 20% ВВП.

Как можно прокомментировать эти целевые предпосылки? На наш взгляд, инфляционная цель явно «пережата». Четыре-пять и даже семь процентов годовой инфляции невозможно устойчиво удерживать в нашей немодернизированной, сильно монополизированной экономике без явного ущерба для темпов роста.

А что до темпов роста, то, напротив, заложенный в бюджет прогноз нам представляется чересчур пессимистичным. Надо исходить из задачи достижения порядк

У партнеров

    «Эксперт»
    №42 (726) 25 октября 2010
    Новый мэр Москвы
    Содержание:
    Технократ с верхней страховкой

    Новый мэр Москвы Сергей Собянин получил безусловную поддержку федеральной власти. Этого будет достаточно, чтобы сломать прежнюю коррумпированную систему управления городом. Какой будет новая система, зависит не только от мэра, но и от москвичей

    Экономика и финансы
    Реклама