Хозяйство без твердого покрытия

Спецвыпуск
Москва, 08.11.2010
«Эксперт» №44 (728)
Создание Федерального дорожного фонда и концентрация в нем денежных потоков не решат главных проблем, сдерживающих развитие автодорожной отрасли

В следующем году федеральные власти намерены кардинально изменить систему финансирования автодорожного хозяйства. Если до сих пор строительные и ремонтные работы финансировались из общего налогового котла, то теперь деньги планируется направлять в Федеральный дорожный фонд и расходовать целевым образом. Основными источниками пополнения фонда станут акцизы на бензин, дизельное топливо и моторное масло.

Недавно глава Минфина Алексей Кудрин во всеуслышание заявил, что через пять-семь лет с помощью Дорожного фонда будет приведено в порядок около 70% федеральных автодорог. Однако столь оптимистичное заявление пока ничем не подкреплено. Во-первых, ущербная по своей сути модель финансирования дорожного хозяйства даже после создания Дорожного фонда принципиально не изменится. Во-вторых, прорыв в строительстве дорог невозможен без нового внятного плана развития современной транспортной сети.

Ни дорог, ни денег

Бюджетные ассигнования являются основным источником финансирования отечественного дорожного хозяйства. Внебюджетные инвестиции исчерпываются проектами строительства дорог к газовым и нефтяным месторождениям.

До кризиса на дорожное хозяйство из бюджетов всех уровней выделялось более 500 млрд рублей. В 2009 году объемы финансирования сократились примерно до 400 млрд рублей. Так, по одной из подпрограмм «Автомобильные дороги» (в составе Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы») в 2009 году было выделено 47 млрд рублей вместо запланированных ранее 78 миллиардов.

В 2010 году из федерального бюджета в дорожное хозяйство планируется направить около 300 млрд рублей, включая субсидии регионам (84,5 млрд рублей). Еще 120 млрд вложат региональные бюджеты. Объемы регионального финансирования сократились в среднем на 25% по сравнению с докризисными показателями. Сильнее всего съежились дорожные бюджеты на Урале, Дальнем Востоке, в Центральной России. Объем бюджетных вложений в ремонт и вовсе сдулся на 50–80%. «Например, в Западной Сибири бюджетное финансирование дорожных работ сократилось процентов на сорок. Мы были вынуждены переориентироваться с госзаказа на коммерческие проекты строительства дорог к нефтяным и газовым месторождениям. Кроме того, стали искать дополнительные объемы, активнее участвовать в тендерах на реконструкцию федеральных трасс», — рассказывает представитель одной из крупнейших автодорожных компаний.

Сокращение объемов финансирования коснулось не только строительных подрядчиков, но и проектировщиков. Например, в проекте бюджета одной из крупных областей в Центральной России на следующий год на проектные работы заложена мизерная сумма — 7 млн рублей.

При подобном бюджетном финансировании не приходится удивляться плачевному состоянию дорожной сети. Она включает федеральные трассы (50 тыс. км) и региональные автодороги (500 тыс. км). По оценкам ассоциации «Радор», сегодня только 0,4% региональных и межмуниципальных дорог могут пропускать без каких-либо последствий для полотна грузовики с осевой нагрузкой 10–11,5 тонны

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (728) 8 ноября 2010
    Нанотехнологии
    Содержание:
    Десять в двенадцатой степени

    В прошлом году Россия стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама