Идейное собирательство

Культура
Москва, 08.11.2010
«Эксперт» №44 (728)
В столичном Новом Манеже открывается выставка «Встреча двух миров: из коллекции Renault ART» и рассказывается история одного из самых представительных корпоративных собраний Европы

Корпоративная коллекция компании Renault может считаться образцовой как минимум по двум причинам. Во-первых, это самая старая европейская коллекция, собранная усилиями автомобильного концерна. То есть организации, далекой от какого-либо художественного мейнстрима. Во-вторых, все произведения в собрании не покупались на аукционах или в галереях, а были созданы в основном молодыми талантливыми художниками в тесном сотрудничестве с самой компанией.

История коллекции началась в 1967 году, когда один из управляющих директоров, Клод-Луи Ренар, страстный поклонник и знаток искусства, предложил генеральному директору Пьеру Дрейфюсу меценатскую идею патроната над современными художниками. Компания, предлагал Ренар, оказывает художникам помощь — от финансовой до технической и инженерной (доступ к дизайнерскому ателье, конвейерам, пространству самого завода и т. д.), а те взамен должны подготовить серию произведений. Из этих работ затем устраивались выставки в разных странах, а одну или несколько, по договоренности с автором, компания оставляла себе и помещала в свою коллекцию. Остальное оставалось в собственности художника.

Конечно, преследовалась и стратегическая цель. В то время компания Renault была символическим предприятием для Франции — чисто французским, локальным, не выходящим за пределы страны. Управляющие же хотели вывести Renault на международный рынок и быстро поняли, какие новые возможности получат автомобили в антураже современного искусства.

Таким образом, к сотрудничеству были привлечены не только французские художники, к примеру Арман, Дюбюффе, Мишо, де Сан-Фаль. В коллекции оказались воздушные инсталляции из металлических отходов венесуэльца Хесуса Рафаэля Сото, «безумная механика» швейцарского скульптора Жана Тэнгли, абстракции бельгийца Пьера Алешинского, живописные коллажи исландца Эрро и американца Раушенберга, кубистские высказывания испанца Миро и многое другое. Художники создавали работы, прямо или косвенно связанные с автомобилями, а потом выставка каталась по всем крупным музеям Европы и мира. Впоследствии к работе с художниками привлекались и архитекторы, строившие офисы компании, — для лучшей интеграции произведений в новые пространства.

Так продолжалось до 1985 года, пока компания не оказалась в глубоком кризисе, затронувшем многие предприятия. Были прекращены все виды деятельности, не связанные непосредственно с производством автомобилей. Однако в 1992 году новый генеральный директор по достоинству оценил и сам факт обладания уникальным собранием, и необходимость его демонстрации публике — он учредил должность хранителя коллекции. Ее заняла профессионал из мира искусства, известная арт-критик и искусствовед Анн Эндри. И это действительно уникальная для Европы ситуация, когда в автомобильной промышленности работает искусствовед.

Именно Анн Эндри стала куратором московской экспозиции, в которую включено более 130 произведений из коллекции. Большой зал Нового Манежа отвели знаменитому Жану Дюбюффе, художнику и скульптору, чьи

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №44 (728) 8 ноября 2010
    Нанотехнологии
    Содержание:
    Десять в двенадцатой степени

    В прошлом году Россия стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама