Несколько шагов до остроты

Культура
Москва, 08.11.2010
«Эксперт» №44 (728)
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открыл России новую балетную звезду

Фото: Светлана Постоенко

Вечно вторая балетная труппа Москвы в последнее время демонстрирует, что не хочет смиряться с таким своим положением. Удачный мобильный менеджмент в сочетании с молодым энергичным руководителем и юным, значительно обновленным составом артистов дает поразительный результат. За два-три сезона им удалось не только первыми заполучить в Россию Иржи Килиана и Начо Дуато, но и исполнить их премьеры с сенсационным успехом. Это утвердило за труппой имидж отечественного лидера в освоении современной хореографии.

Выбранные театром Na Floresta («В лесу») Дуато килиановские «Шесть танцев» и «Маленькая смерть» свидетельствовали об отменном вкусе и знакомстве с вершинами современных классиков: все эти спектакли, поставленные в 1980–1990-х, давно стали международными хитами, которые, похоже, освоил весь балетный мир, за исключением России.

Только что выпущенная премьера Slice to Sharp («Затачивая до остроты») финна Йормы Эло — новая вершина: выбрав для переноса на свою сцену постановку 2006 года, «Станиславский» впервые ступил на территорию западной хореографии XXI века. Причем представил одного из элитных мастеров. Эло, родившийся в стране далеко не балетной, учился в нашей Мекке — ленинградском Вагановском училище, танцевал в Нидерландском театре танца, сейчас является резидент-хореографом Бостонского балета и сотрудничает с Американским балетным театром, баланчинским New York City Ballet (именно для него и был поставлен Slice to Sharp), Балетом Сан-Франциско, Нидерландским театром танца, Датским Королевским балетом и множеством других респектабельных трупп.

Эло идеально продолжает ряд Килиан — Дуато. Танцевать он начал в Нидерландском театре танца, авторской труппе Килиана, вскоре после того, как Дуато покинул ее ради самостоятельной постановочной карьеры. Но в искусстве гораздо важнее генетическое родство, и оно бесспорно. Как и старшие коллеги, Эло не отрекается от классического танца. Вслед за ними он, в совершенстве владея этой базой, всячески ее модернизирует, из всех форм также предпочитая лаконичный и напряженный одноактный балет, в российском понимании «бессюжетный», но порой наполненный не меньшим смыслом, чем традиционный трехактный «литературный» спектакль.

Slice to Sharp вполне традиционно для современного балета играет на контрасте барочной роскоши музыки (довольно пестрая окрошка из концертов Вивальди и Бибера) и минимализма оформления (художник по свету — Марк Стенли, по костюмам — Холли Хайнс, вместо декорации — простой черный «кабинет»). Главная скрипка в любой простановке Эло принадлежит танцу, техничному до головокружения у зрителей и потери сознания у исполнителей. Мировую премьеру танцевали главные виртуозы New York City Ballet — Венди Виллан, Мария Ковроски, Софиан Сильве, Хоакин де Луз. Хореограф соединил их в общем антре, где четыре пары словно множились одна в другой, чтобы потом распасться на дуэты, трио, квартеты, секстеты, плавно перетекающие один в другой, дающие возможность вставить между ними — буквально на мгновение — захватыва

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №44 (728) 8 ноября 2010
    Нанотехнологии
    Содержание:
    Десять в двенадцатой степени

    В прошлом году Россия стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама