Обувные сети бьют рекорды

Русский бизнес
Москва, 08.11.2010
«Эксперт» №44 (728)
На обувном рынке идет консолидация: число оптовых поставщиков сокращается, а розничные федеральные сети дешевой обуви увеличивают свою рыночную долю, тесня нецивилизованную торговлю и одиночные магазины

Сегодня на нашем рынке идут те же процессы, которые происходили в продуктовой рознице в конце девяностых» — так характеризует состояние розничной обувной торговли директор сети магазинов «ЦентрОбувь» Андрей Нестеров. Лет десять назад продуктовые сети начали наступление на продовольственные рынки и практически вытеснили их. Сейчас сетевой ритейл занимает около 30% всей продуктовой розницы, а в крупных городах этот показатель доходит и до 50%. Обувной рознице до таких результатов еще далеко, но процесс расширения сетей, видимо, продолжится — крупные обувные компании за счет своих масштабов имеют преимущества на рынке и захватывают все большую его долю, оттесняя мелких оптовых операторов и розничных торговцев. Например, в обувной сети «ЦентрОбувь» число магазинов достигло 500, а объем продаж превысил 15 млн пар в год, что для российского рынка беспрецедентно.

Дешевый башмак пошел в рост

В 2007–2008 годах, когда российский обувной рынок достиг своих максимальных показателей, он составлял 400–420 млн пар (2,7–2,8 пары в год на человека). Из них в России выпускалось около 60 млн пар в год (включая тапочки, военный заказ, галоши и литые резиновые сапоги). Остальное импортировалось через крупных оптовых операторов, которые продавали партии поменьше десяткам дилеров, имеющих разное количество розничных точек в виде палаток на рынках, секций в торговых центрах, уличных магазинов и так далее. Ведущие розничные сети — с числом магазинов под сотню, таких сетей можно насчитать полтора-два десятка — сами выступали в качестве оптовых поставщиков, заказывая нужный им ассортимент на фабриках по всему миру. Самые крупные поставщики и розничные сети оперировали годовыми объемами от 1 до 3 млн пар обуви.

Прошлый год стал для обувного рынка кризисным: с одной стороны, годовое потребление обуви на человека снизилось в среднем до двух пар (практически стало равно физическому износу), с другой — резкий скачок курса доллара подкосил финансовое состояние импортеров, покупающих за валюту, а продающих за рубли; ко всему прочему банковские кредиты на оборотные средства, которыми пользовались практически все поставщики и продавцы обуви, сильно подорожали. Многие операторы не выдержали давления и ушли с рынка, то же произошло и с розничными продавцами.

Но наиболее крупные компании, которые работали в дешевом сегменте, напротив, начали наступление. Опросы потребителей, проведенные компанией КОМКОН, показали, что в кризис люди стали экономить на обуви, причем снизилось не только число покупок новой обуви, но и их стоимость. Следом изменилась и сегментация рынка по цене: низкий сегмент (средняя цена за пару — около 1000 рублей) нарастил свою долю на 15–20% за счет сокращения среднеценового сегмента (до 4000 рублей) и высокого: сегодня, по данным Discovery Research Group, он составляет около 50%. Значительное преимущество получили — и не преминули им воспользоваться — сети-дискаунтеры вроде «ЦентрОбуви», фабрики обуви «Пешеход», входящей в группу компаний «Обувь России), и отчасти

Новости партнеров

    «Эксперт»
    №44 (728) 8 ноября 2010
    Нанотехнологии
    Содержание:
    Десять в двенадцатой степени

    В прошлом году Россия стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама