Производители и дистрибуторы объединились

Русский бизнес
Москва, 08.11.2010
«Эксперт» №44 (728)
Поставщики продовольствия создали межотраслевой Руспродсоюз. Расширением зоны саморегулирования бизнес реагирует на несовершенство законодательства, прежде всего закона «О торговле»

«Наконец-то я вижу, что нам оппонируют настоящие поставщики, благодаря которым заполняются полки магазинов!» — так оценил создание межотраслевого объединения производителей и поставщиков Руспродсоюз (РПС) Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). «Помню, — продолжил он, — во время разработки закона “О торговле”, нам, ритейлу, все время выставляли в качестве оппонентов либо членов Госдумы, либо каких-то мифических крестьян. Я сам десять лет работал в сетях, и как раз в РПС встретил тех, с кем имел дело много лет как закупщик».

Закон «О торговле» вступил в силу в июле этого года, а о создании РПС было объявлено в конце октября. Между этими двумя событиями тесная связь. Побудительных мотивов к созданию РПС, куда вошли как дистрибуторы, так и производители под общей шапкой «поставщики», было несколько. Но объединяющим служит неудовлетворенность современным состоянием взаимодействия c сетями.

С созданием РСП диалог поставщиков с торговлей приобретает цивилизованный, профессиональный характер. Показательно — буквально через несколько дней после своего образования Руспродсоюз совместно с АКОРТ вынес на обсуждение предпринимательской общественности поправки к закону «О торговле».

Стремление быть услышанными

Первым импульсом к созданию РПС послужило то обстоятельство, что значительное число участников рынка в свое время было отрезано от разработки закона «О торговле», который, как уверяют его авторы, принят для защиты поставщиков от самоуправства сетевиков. Иными словами, членов нового союза не устраивает, как государственные органы решают проблемы, встающие перед производителями.

Так, от лица переработчиков в подготовке закона участвовали крупнейшие компании, которые в силу своего доминирующего положения на магазинных полках выступали по существу заодно с сетями. А из 85 продовольственных отраслевых союзов, зарегистрированных в Минсельхозе, к разработке закона был привлечен Зерновой союз. «Но от зерна до прилавка пять-шесть звеньев в производственной цепочке, — с удивлением констатирует Максим Протасов, председатель совета директоров холдинга “ПомидорПром”, — они же мало что могут знать о ретробонусах, месте на полке, тонкостях договоров поставки. РПС же включает в себя компании последнего передела перед прилавком, которые имеют с этими понятиями дело каждый день и знают, что такое работа ритейлера не понаслышке».

В итоге из-за того, что разработчики закона «О торговле» были недостаточно погружены в реальную действительность, в законодательстве, по мнению членов РПС, оказалось немало дыр. В частности, авторы закона забыли о существовании такого звена на пути товаров к прилавку, как дистрибуция. А без нее нормальное функционирование рынка в России с ее географией невозможно. Сплошь и рядом производители передают дистрибуторам товар на условиях комиссии с поручением поставить его в определенную сеть. Между тем закон прямо запрещает заключать договоры о комиссии. Конечно, запрет контрагенты как-то обходят, н

У партнеров

    «Эксперт»
    №44 (728) 8 ноября 2010
    Нанотехнологии
    Содержание:
    Десять в двенадцатой степени

    В прошлом году Россия стала четвертой в мире по объему инвестиций, привлеченных в наноиндустрию. По планам «Роснано», в 2015 году объем выпуска нанопродукции в стране достигнет почти триллиона рублей

    Международный бизнес
    На улице Правды
    Реклама