IPO

Размещение на о’кей

Дмитрий Ланин
8 ноября 2010, 00:00

Иностранные инвесторы обеспечили успех IPO российской розничной сети «О’кей». Чтобы оправдать высокую оценку нерезидентов, компании необходимо в ближайшие несколько лет расти не менее чем на 30% в год

Продуктовая розничная сеть «О’кей» провела первичное размещение на Лондонской фондовой бирже. Бумаги размещались в форме депозитарных расписок, одна расписка соответствует одной акции. Всего было продано 14,2% уставного капитала по цене 11 долларов за бумагу и привлечено 420 млн долларов. При этом, по имеющимся данным, книга заявок на бумаги «О’кей» была переподписана, и более 98% бумаг выкупили нерезиденты. Организаторы размещения — банки Goldman Sachs International и «ВТБ Капитал» — получили опцион на размещение дополнительно 3,8 млн акций в течение 30 дней, и в случае его реализации объем IPO увеличится примерно до 461 млн долларов. Успех размещения связан с надеждами инвесторов на быстрое развитие компании.

Довольно дорогая компания

В состав «О’кей» входит 32 гипермаркета и 20 супермаркетов в 18 городах. Почти все супермаркеты расположены в Петербурге и не являются для данного ритейлера приоритетным форматом; ядро бизнеса «О’кей» — гипермаркеты. Не будучи лидером этого рынка (см. график), компания является одним из самых эффективных игроков: средний чек у нее составляет 795 рублей против 617 рублей у «Карусели» (входит в X5 Retail Group) и 521 рубля в гипермаркетах «Магнита»; рентабельность «О’кей» по EBITDA — 8,7% против 8,4% у X5 и 9,3% у «Магнита».

Тем не менее инвесторы оценили бумаги «О’кей» скромнее, чем бумаги лидеров рынка: капитализация 2,9 млрд долларов подразумевает дисконт в 6 и 26% к акциям X5 Retail Group и «Магнита» по мультипликатору EV/EBITDA. По мнению аналитика «Уралсиб Кэпитал» Тиграна Оганесяна, «уценка» по сравнению с «Магнитом» обусловлена отсутствием у «О’кей» публичной истории, в то время как магнитовская бизнес-модель уже показала свою эффективность. То, что дисконт к акциям X5 минимален, тоже понятно: многие инвесторы считают эти бумаги уже адекватно оцененными и сейчас ищут альтернативные объекты для инвестиций. «Однако принятая в ходе IPO оценка “О’кей” не выглядит низкой, и это фактически лишает акции компании потенциала роста в среднесрочной перспективе», — отмечает аналитик.

Инвесторов не смутило то обстоятельство, что большая часть доходов от IPO достанется не компании, а акционерам, которые выставили более половины (22,9 млн акций) из размещаемого пакета акций. Так, Brookvalley Ltd, принадлежащий Дмитрию Коржеву и Дмитрию Троицкому, благодаря продаже бумаг получил 124 млн долларов, Caraden Ltd Бориса Волчека — 90,9 млн и Barleypark Ltd эстонского предпринимателя Хиллара Тедера — 37,6 млн долларов. Чтобы минимизировать негативный эффект, акционеры и головная компания O’Key Group подписали соглашение об «ограничении инвестиций в конкурирующий бизнес». Как минимум в ближайшие три года бенефициары сети не имеют права управлять и владеть другими розничными компаниями в России. Исключение сделано только для портфельных инвестиций — не выше 3% акций.

Быстрый рост при снижении издержек

Самой сети «О’кей» по итогам IPO достался лишь 161 млн долларов. Из этой суммы около 12 млн будет направлено на покрытие задолженности. «Долговая нагрузка сети значительна, но не критична. По итогам первого полугодия общий долг составляет 238 миллионов долларов, или 2,4 EBITDA, что соответствует аналогичному показателю X5», — говорит Наталья Колупаева, аналитик ТКБ «Капитал».

Оставшиеся 149 млн долларов пойдут на финансирование развития сети, их должно хватить на следующий год. Полученная перед размещением оценка предполагает, что компания будет расти не менее чем на 30% в год, то есть как «Магнит» (уже в первом полугодии 2010 года доходы «О’кей» выросли на 21%). По имеющимся данным, в течение пяти лет сеть намерена открывать не менее 12 гипермаркетов в год, и к 2015 году магазины «О’кей» будут работать как минимум в 25 городах России. «Принимая во внимание планы компании по экспансии, мы считаем, что она вполне способна достичь таких же темпов, как у сети “Магнит”», — отметила Наталья Колупаева.

Однако, по ее мнению, необходимо учитывать факторы, которые могут оказать давление на рентабельность, — усиление конкуренции на рынке и, как ответ на это, более агрессивную ценовую политику.

Главное конкурентное преимущество компании — сочетание низких цен и огромный выбор товаров: ассортимент гипермаркета сети достигает 64 тыс. наименований, в то время как у «Карусели» — около 50 тыс. позиций, а у «Ашана» — около 40 тыс. Однако поддержание такого ассортимента требует больших затрат. Чтобы получить «пространство» для сохранения маржи при низких ценах, руководство «О’кей» намерено развивать товары под собственной маркой, доля которых составляет сейчас около 5% (в «Ашане» — 13–14%) и внедрять новейшие IT-решения для оптимизации издержек на логистику.   

Розничная сеть «О’кей» основана в 2001 году.
Владеет 32 гипермаркетами и 20 супермаркетами в 18 городах России.
Выручка в 2009 году — 67,9 млрд рублей.
Численность сотрудников — около 13 тыс. человек.