Появление героя

Культура
Москва, 21.11.2010
«Эксперт» №46 (730)
В Московском музее современного искусства открывается выставка Андрея Монастырского — основателя знаменитого арт-объединения «Коллективные действия», одного из самых известных на Западе русских художников и человека, который будет представлять Россию на Венецианской биеннале 2011 года

Архив пресс-службы

Ранней весной 1976 года группа интеллигентных людей гуманитарной направленности собралась на подмосковном поле. Вдалеке виднелся ничем не примечательный лесок. Через несколько минут из него появились двое мужчин, пересекли поле и подошли к группе. Один из них выдал каждому присутствующему «документальное подтверждение» участника акции «Появление», отпечатанное на пишущей машинке. Так началась история «Коллективных действий» — сложной смеси западных влияний, русской природы, дзен-буддизма и, чего греха таить, шизофрении. Во главе «Коллективных действий» стоял уроженец поселка Петсамо Мурманской области поэт Андрей Сумнин, несколькими годами ранее взявший себе псевдоним Монастырский.

Ситуация с искусством в Советском Союзе той эпохи стремительно теплела. В 1974 году прошла знаменитая «бульдозерная» выставка на пустыре в Беляеве. Власти разогнали ее, но международный скандал заставил пересмотреть стратегию и тактику в отношении неофициальных художников. В том же году прошла разрешенная выставка на открытом воздухе в Измайлове, в 1975-м павильон «Пчеловодство» на ВДНХ и тамошний ДК приняли по выставке нон-конформистов. Деятелей андеграунда стали принимать в Союз художников и выделили им специальный зал на Малой Грузинской. Политически благонадежным сюрреалистам и абстракционистам стало намного легче выставляться. Тех же художников, которых компромиссы не устраивали, потихоньку выдавливали из страны: уехали изобретатели соц-арта Александр Меламид и Виталий Комар, уехал скульптор Леонид Соков, мешавший лубок с политической сатирой, а Оскара Рабина, одного из организаторов «бульдозерной» выставки, лишили советского гражданства во время поездки за рубеж.

В этой двойственной ситуации и родилось аполитичное, но чрезвычайно радикальное по форме искусство Монастырского и компании. Они ориентировались на последние направления западного искусства — перформанс, хэппенинг, ленд-арт, исследовавшие взаимоотношения человека с окружающей средой. С природой в общем смысле — пейзажами, ландшафтами и так далее — и с природой человеческой — психологией, поведением, реакцией на экстремальные обстоятельства.

В центре искусства 1970-х был художник, ставший сам себе холстом и краской. Например, Крис Берден распял себя на багажнике «фольксвагена», критикуя общество потребления. А Роберт Смитсон выложил из камней спиральную уключину на одном из американских озер, превратившись в отшельника-строителя. Искусство развоплотилось, лишившись последних связей с «искусностью», ремеслом, колоритом и так далее. Художник стал существовать в реальном времени, а не в историческом, как советский пропагандист с палитрой, или в «вечности», как, скажем, мистически настроенный автор беспредметных картин. Одной из самых известных работ Монастырского стал объект «Дышу-слышу» — коробка с полыми трубками, вставляющимися в нос, рот и уши. Эта штука работает только тогда, когда ею пользуются.

Для СССР такое отношение к творчеству было неприемлемым. И потому, что искусство в первую очередь восприним

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (730) 22 ноября 2010
    Финансовая нестабильность
    Содержание:
    Думают не о том

    Экономические проблемы периферии зоны евро ставят под вопрос будущее единой валюты. Правительства по-прежнему заняты ситуационным финансовым реагированием, не предлагая стратегических решений в сфере развития производства

    Разное
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама