Искусство на грани

Культура
Москва, 21.11.2010
«Эксперт» №46 (730)
Творения модных дизайнеров Мартена Марджелы, Хусcейна Чалаяна, Гаспара Юркевича, Рафа Симонса и других можно увидеть сегодня в московском арт-центре «Гараж», а не на подиуме

Олег Краснов

Кураторы Лука Маркетти и Эммануэль Куинза предложили звездам авангардной моды попробовать себя в роли современных художников и создать объекты и инсталляции для выставки Dysfashional. В самом названии уже содержится намек на отсутствие функциональности — оно созвучно английскому dysfunctional. И кажется, что именитым дизайнерам не составило труда окунуться в мир современного искусства — даже их подиумные модели зачастую вовсе не пригодны для носки.

Дефиле Хуссейна Чалаяна трудно отличить от перформанса, в который превратился его показ, посвященный женщине Востока. Паранджа каждой следующей модели была короче, чем у предыдущей, пока на последней девушке осталась лишь часть полотна, едва закрывающая лоб. Чалаян не раз пробовал свои силы, снимая небольшие фильмы, — вот и в Москву привезли его видео Anaesthetics, в названии которого заключена игра слов «эстетика» и «анестезия». В эффектно смонтированном видео красота — это род анестезии, заглушающей боль, которая сопровождает достижение совершенства. В фильме не стоит искать строгой логики — скорее это набор эффектных сцен с фокусом на образах красоты и жестокости. Женщина, готовящаяся к пластической операции, девочка с пистолетом, но самые острые кадры — приготовление сашими, во время которого рыбу разрезают еще живой.

Не менее блестящий экспериментатор и Мартен Марджела, создающий в своих коллекциях жакеты из кед Converse или свитера из армейских носков. На выставку привезли его инсталляцию «Без названия», что можно считать концептуальным жестом самого загадочного из современных модельеров, который всегда скрывается от камер и никогда не дает интервью. Даже логотип его бренда представляет собой абстрактный белый квадрат. Марджела построил огромный объект, символизирующий его Дом моды: деревянная конструкция наполовину обнажена, наполовину заклеена постерами с фотографиями интерьеров Дома в натуральную величину. Внутри «дворцовых» залов с каминами, лепниной и старинными зеркалами белого цвета стоят монохромные сливочного цвета объекты, напоминающие русских матрешек. Белый — знаковый цвет для дизайнера-эскаписта, который умудрился даже матрешку превратить в непроницаемый и загадочный арт-объект.

Пожалуй, самой романтичной работой выставки стала инсталляция «Сиротки» Антонио Марраса, креативного директора Kenzo. Огромной длины платья из тончайшего полотна цвета чайной розы подвешены к потолку. Инсталляция автобиографична: Маррас вырос в приюте и его произведение — воспоминания о бессемейном детстве.

Для работы популярного молодого француза Гаспара Юркевича выделили отдельную комнату. В ней одеяла-трансформеры раскиданы в форме гор, усыпанных украшениями. На стенах транслируют видео, в котором соавторы Юркевича — культовый музыкальный дуэт CocoRosie — исполняют свои песни в том же «горном» антураже. Совместный перформанс с музыкантами был поставлен в прошлом году в парижском Центре Помпиду, а сегодня идет видеорядом в «Гараже».

Dysfashional уже объездила несколько городов. Премьера состоялась в Люксемб

У партнеров

    «Эксперт»
    №46 (730) 22 ноября 2010
    Финансовая нестабильность
    Содержание:
    Думают не о том

    Экономические проблемы периферии зоны евро ставят под вопрос будущее единой валюты. Правительства по-прежнему заняты ситуационным финансовым реагированием, не предлагая стратегических решений в сфере развития производства

    Разное
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама