Холодный душ с элементами менеджмента

Ольга Беляева
28 ноября 2010, 00:00

Провокационная деловая книга о том, что надо быть проще, и люди потянутся

Фрайд Джейсон, Хенссон Дэвид Хайнемайер. Rework: бизнес без предрассудков

«Очень легко, опустив голову, погрузиться в работу над тем, что, как вам кажется, должно быть сделано. Гораздо труднее поднять голову и спросить себя “зачем?”». С авторами одной из самых модных на сегодня деловых книг в данном случае не поспоришь.

Авторы — два молодых преуспевающих интернет-предпринимателя. Небольшая компания, четырнадцать сотрудников на двух континентах, некоторые в глаза друг друга не видели. Несколько программных продуктов, которыми с радостью пользуются несколько миллионов человек. И менеджмент, построенный чуть ли не «от противного». «Критики не понимают, как компания, которая отвергает рост, совещания, бюджеты, заседания совета директоров, рекламные кампании, штат продавцов и законы “реального мира”, все еще может процветать. Это их проблема, не наша». В книге почти сто принципов ведения дел, от PR и маркетинга до руководства и отношений с конкурентами.

Читатели, рецензенты, СМИ и блогеры уже успели разделиться на два лагеря. И пустая-де книга, и гениальная. Издатели — молодцы, издатели — дураки. Авторы — молодцы, авторы — дураки. Все советы хороши, все советы мимо. Мальчики — молодцы, щедро делятся опытом. Денег мальчикам мало, решили книжку о себе написать.

Впрочем, надо сделать скидку на малую (пока что) известность авторов. Маститым Тому Питерсу и Стивену Кови те же рецензенты охотно прощают залихватский стиль или наличие всего одной идеи в толстенной книге. Как говаривал незабвенный (и тоже неоднозначный) Дейл Карнеги, «никто не пинает мертвую собаку». Раз ругают — что-то ценное в книге явно есть. А ведь молодые люди замахнулись ни много ни мало на революцию в менеджменте. Все их принципы об одном — о том, как наисложнейшее, архиважное, жизнеобеспечивающее и стрессогенное дело — бизнес — сделать как можно более простым.

Поскольку не все простое гениально, несколько аргументов в их пользу. Первый. Нарочно или случайно так вышло, но книга выполняет целительную для любого предпринимателя функцию. А именно — с гарантией выводит из зоны комфорта. Что, во-первых, не дает закоснеть, а во-вторых, легко выявляет скрытые болевые точки: они, скорее всего, там, где вас резко потянет возмущаться. Вот, скажем, «работать больше — не значит больше заботиться об успехе бизнеса или больше выполнять. Это значит только то, что вы больше работаете. В итоге трудоголики создают больше проблем, чем решают» и наверняка рано или поздно перегорят, да еще в самый неподходящий момент. К тому же большинство из них просто пытается «компенсировать интеллектуальную лень грубой силой». То есть ни они, ни компания не развиваются. Ну и зачем тогда уходить с работы за полночь? Или вот «часто оказывается, что лучше спасовать перед трудностями, чем быть героем», убиваясь на решение проблемы, которая вначале требовала два часа работы, а в результате заняла все шестнадцать. Но стоило ли платить за нее такую цену?

Аргумент второй — практическая польза. Руководитель даже самого большого-пребольшого и устоявшегося производства наверняка сможет внедрить у себя хоть одну рекомендацию. Кстати, авторы и рекомендуют принимать небольшие решения. «Вы не можете передумать, не поступившись своим эго и гордыней. Желание сохранить лицо преобладает над желанием сделать правильный выбор. А затем в дело вступает инерция: чем больше усилий вы вкладываете в одно направление, тем тяжелее затем будет сменить курс». К слову, идеи книги апробированы не только авторами. Перечитайте деловую прессу — про все это уже говорили. Робко. Мечтательно. Ссылаясь на какого-нибудь западного гуру, с которого взятки гладки. Например, про то, что «собрания токсичны». Если вы прямо сейчас не согласитесь с этим, я подожду вашего ближайшего совещания и еще раз спрошу, так ли это. О том, что маркетинг — это все, что вы делаете от имени компании, тоже все слышали. А в колл-центр собственный вы давно звонили инкогнито, проверить, что там за маркетинг происходит?

Аргумент третий — универсальность, хоть сами авторы и ориентировались скорее на «начинателей» (слово «стартап» они не любят). Начать вести бизнес по-новому или немного иначе, в масштабах компании, отдела или себя самого. Возраст, отрасль, размер значения не имеют. Провокациям все возрасты покорны, а уж истине, если вы ее для себя откроете, — тем более. Группа риска, впрочем, есть. Это руководители, которые упиваются своим положением и остальных в глубине души считают… неудачниками, не добравшимися до вершины. Им сложно будет «поднять себе веки», поскольку им претит мысль, что кто-то может их чему-то учить.

Аргумент четвертый — воодушевление. Особенно актуально для начинающих предпринимателей, подавленных обилием ценных советов. «Создается впечатление, будто реальный мир, в котором мы живем, — жутко депрессивное место. Место, в котором новые идеи, нестандартные подходы и незнакомые концепции постоянно проигрывают традиционным, общеизвестным подходам, даже если последние несовершенны и неэффективны. …Поскребите ногтем по поверхности — и вы выясните, что обитатели этого “реального мира” переполнены пессимизмом и отчаянием… Хуже того, они хотят и остальных затащить в могилу своих надежд и амбиций».

Опытным боссам тоже следует помнить, что привычный путь — далеко не всегда лучший. Надо иметь мужество идти своим. И тогда притянутся настоящие единомышленники и лояльные клиенты.

И аргумент пятый. Картинки. Они стоят того, чтобы разобрать их на плакаты и развесить по офису.

Фрайд Джейсон, Хенссон Дэвид Хайнемайер. Rework: бизнес без предрассудков. — М.: Манн, Иванов и Фербер. — 2010. 208 с. Тираж 5000 экз.