X5 идет в провинцию

Русский бизнес
Москва, 29.11.2010
«Эксперт» №47 (731)
Оператор розничной торговли X5 Retail Group заинтересовался небольшими городами. Специально для них компания разработала новый формат магазинов

Владимир Байер/«Волжские вести в субботу»

Для нас это большое событие! Крупная розничная сеть пришла в город, что подчеркивает высокий уровень нашего развития…» — так, не скрывая своего восхищения, года два назад корреспонденты местного телеканала описывали открытие первого магазина «Магнит» в одном из небольших городков на границе Оренбургской и Самарской областей, на родине автора этих строк. Приход крупного ритейлера в райцентр воодушевил не только корреспондентов: даже сейчас в магазинах сети, которых открыто уже три, всегда людно, а в кассах очередь.

И вот интерес к городкам с населением 50–70 тыс. человек проявил лидер российского ритейла X5 Retail Group. Специально для них компания разработала новый формат торговли — гипермаркеты экономкласса cash & carry. Первый подобный магазин — «Пятерочка-макси» — открылся в Сызрани Самарской области. Главная особенность магазина заключается в том, что он ориентирован не только на розничные, но и на мелкооптовые продажи, а его покупателями станут не только местные жители, но и представители мелкого бизнеса.

Компания рассчитывает, что новый формат позволит значительно увеличить число покупателей и будет демонстрировать лучшую динамику оборота по сравнению с обычными «Пятерочками». Кроме того, это попытка составить конкуренцию «Магниту», который до сих пор был законодателем мод на рынке сетевой торговли в российской провинции.

Гонка лидеров

Долгое время главным источником роста для X5 Retail Group были сделки по слияниям и поглощениям. Так в 2006 году образовалась сама компания — в результате слияния сетей «Пятерочка» и «Перекресток», затем в 2007 году она поглотила сеть гипермаркетов «Карусель». Региональная экспансия X5 осуществлялась в основном через программы франчайзинга, но в 2008 году компания начала активно выкупать своих локальных партнеров. В 2009 году в ее состав вошла крупная сеть универсамов «Патэрсон». Такая стратегия обеспечивала компании очень высокие темпы роста — намного выше, чем у ее основного конкурента, сети «Магнит» (см. график). Однако в 2010 году масштабных приобретений не было (поглощена лишь сеть «Остров» из 16 магазинов, сумма сделки 38 млн долларов), и темпы роста X5 упали, составив за 9 месяцев 20% против 36,5% у «Магнита». По прогнозам, до конца года ситуация качественно не изменится.

Между тем резкое ускорение роста «Магнита» связано с крупномасштабной инвестпрограммой строительства магазинов в формате гипермаркета в малых городах. Начав этот проект еще в 2009 году, компания построила уже 35 магазинов и до конца 2010 года должна открыть еще 19. А всего планируется довести число гипермаркетов до 100. Издержки на их строительство только в этом году составят около 450 млн долларов — это треть годовой инвестиционной программы (1,3 млрд долларов).

Капитальные затраты у X5 в 2010 году были гораздо скромнее и составили около 500 млн долларов. Чтобы сократить отставание от «Магнита», компания в следующем году намерена увеличить инвестиции в открытие собственных магазинов. «Мы предложим наблюдательному совету утвердить

У партнеров

    «Эксперт»
    №47 (731) 29 ноября 2010
    Налоги
    Содержание:
    Стратегия слабого государства

    Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что решение бюджетных проблем путем повышения налогов — это удел слабых государств. Одновременно были обнародованы планы увеличения налогового бремени в России

    Без рубрики
    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    На улице Правды
    Реклама