Ямал — территория надежд

Вадим Пономарев
28 ноября 2010, 00:00

Рост экономики России во многом будет зависеть от разработки углеводородных ресурсов на севере страны, прежде всего в Ямало-Ненецком автономном округе. На Ямале готовы увеличить объемы добычи и газа, и нефти. Однако руководство региона не хочет ограничиваться ролью сырьевого придатка страны

Артем Коваленко

Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО) часто называют газовым сердцем России. Здесь сосредоточено 70% ее доказанных запасов природного газа и 18% нефти и газового конденсата. В автономном округе открыты 232 месторождения углеродного сырья, из которых только 63 находятся в промышленной разработке, а 19 подготовлены к эксплуатации. На 150 месторождениях ведутся геологоразведочные работы.

Ресурсная база огромна — начальные суммарные ресурсы природного газа в автономном округе оцениваются в 125,3 трлн кубометров, из которых на сегодня добыто 14 трлн. Это, конечно, само по себе много, но за 40 лет с начала промышленной разработки Тазовского месторождения из недр Ямала было извлечено немногим более 11% общей оценки ресурсной базы округа и около 30% запасов газа промышленных категорий, которыми он располагает.

Развитие газодобычи дало ЯНАО возможность стать одним из самых богатых регионов страны. По уровню валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (1,3 млн рублей в 2008 году, это более чем в пять раз выше, чем в среднем по стране) он находится на втором месте в России.

В ближайшие десятилетия уровень благосостояния жителей округа и стабильность экономики России будут по-прежнему определяться развитием добычи газа на Ямале. Однако руководство ЯНАО стремится диверсифицировать развитие региона, превращая природные минусы в экономические плюсы.

По-прежнему газовый баллон России

Несмотря на некоторые колебания объемов мирового потребления природного газа в 2008–2009 годах, эксперты полагают, что в ближайшие десятилетия заменить его как топливо и химическое сырье будет нечем. Поэтому правительство России поставило задачу нарастить объемы добычи газа в 1,53 раза к 2030 году — с нынешних 650 млрд кубометров в год до 1 трлн. «Все возможности для этого у нас есть», — подчеркнул премьер-министр Владимир Путин, проводя в октябре в газовой столице ЯНАО Новом Уренгое совещание по перспективам отечественной газодобычи. При этом премьер особо подчеркнул, что «главным приоритетом для газовых компаний должен служить внутренний, российский, рынок». Объем инвестиций газовиков на период до 2030 года прогнозируется на уровне 12,3–14,7 трлн рублей в ценах на 1 ноября 2010 года. Львиная доля будет вложена в ЯНАО.

В ближайшие двадцать лет вектор добычи газа сместится на расположенный на территории округа полуостров Ямал и прилегающие к нему акватории. Начальные суммарные ресурсы здесь составляют более 50 трлн кубометров газа и 7 млрд тонн нефти и конденсата. К настоящему времени на этой территории открыто 32 месторождения углеводородов, в том числе 26 на суше, четыре в акватории Обской губы и два месторождения в Карском море. Подготовленные к промышленной разработке запасы природного газа полуострова Ямал в количестве 10,4 трлн кубометров, а также ресурсный потенциал прилегающих акваторий гарантируют стабильную ежегодную добычу 300 млрд кубометров газа на протяжении 50–70 лет. Этот проект недешев. Суммарный объем инвестиций в 2007–2035 годах оценивается в 6,8–8 трлн рублей, но он позволит на треть увеличить объем добычи газа в нашей стране.

Комплексное освоение запасов углеводородов на территории Ямала планируется осуществить путем создания трех промышленных зон — Бованенковской, Тамбейской и Южной, с каждой из которых связана своя группа месторождений. Первым в 2012 году введут в разработку крупнейшее месторождение полуострова — Бованенковское. Дальнейшее наращивание добычи газа будет осуществляться за счет ввода в разработку Харасавэйского и Крузенштернского месторождений этой же Бованенковской группы, объем добычи которой лицензиар — газовый концерн «Газпром» — будет удерживать на уровне 220 млрд кубометров в год в течение восьми лет. В дальнейшем в разработку пойдут месторождения Тамбейской и Южной групп, затем — шельфа Карского моря.

Параллельно газовики продолжают изучать другой полуостров — Гыданский, который может преподнести такой же «газовый сюрприз», как и его собрат Ямал, и поглубже «зарываются» в уже привычный Уренгойский регион. Прогнозы его ачимовских залежей обещают ежегодную добычу до 80 млрд кубометров газа.

Для обеспечения транспортировки ямальского газа основной газодобытчик, «Газпром», вдобавок к уже имеющимся газопроводам ЯНАО длиной 9 тыс. километров начал строить дополнительную газотранспортную систему (ГТС) протяженностью свыше 2,5 тыс. километров. С Бованенковского месторождения газ по пяти ниткам будут транспортировать через Ухту в европейском направлении.

Кроме того, газовый концерн и российское правительство разрабатывают схему поставки ямальского газа на восток — в Китай. Предполагается, что для этих целей будет построен газопровод «Алтай» общей протяженностью 2666 км.

Нефтяная «заначка»

В конце октября правительство утвердило генеральную схему развития нефтяной отрасли страны на ближайшие десять лет. Целевой ориентир — добыча около 500 млн тонн нефти в год. Причем, по словам министра энергетики Сергея Шматко, 70–80% этих объемов будет добываться на «старых» месторождениях (в Поволжье, включая Оренбургскую область, и в Западной Сибири). Гарантом дальнейшего сохранения стабильного уровня добычи жидких углеводородов, по сути, становятся стратегические месторождения севера ЯНАО и Красноярского края, уровень запасов которых ряд исследователей оценивают в пятую часть всего углеводородного потенциала России. Начальные суммарные ресурсы жидких углеводородов на севере Западной Сибири достигают 25,6 млрд тонн, в том числе 18 млрд тонн нефти.

Но для того, чтобы сформировать здесь новый центр добычи нефти, нужно сначала решить транспортную проблему и облегчить налоговый режим нефтяным компаниям, чтобы сделать добычу рентабельной в жестких климатических условиях российского Севера. Существующая система нефтепроводов на территории ЯНАО обеспечивает перекачку нефти только с месторождений, расположенных на юге автономного округа, — через нефтеперекачивающую станцию (НПС) «Пурпе». 

Основной же нефтяной «загашник», лежащий к северу от Пурпе, без нефтепроводов разрабатывать невыгодно. Гигантское (первоначальные запасы превышают миллиард тонн) месторождение тяжелой нефти Русское, которое находится в Тазовском районе округа за Полярным кругом, было открыто еще в 1968 году. По расчетам нефтяной компании ТНК-ВР, которая владеет лицензией на его разработку, ежегодно на Русском можно добывать 10–20 млн тонн нефти. Но сейчас нефть этого месторождения возят только машинами по зимнику, а потому ТНК-ВР в первом квартале этого года извлекла из недр месторождения всего 25 тыс. тонн — такой уровень добычи не делает погоды ни для страны, ни для округа.

К тому же пропускная способность неф­тепроводов, отходящих на юг от НПС «Пурпе», составляет не более 32 млн тонн нефти в год. В прошлом году с запуском Ванкорского месторождения «Роснефти» в соседнем Красноярском крае начал работать и нефтепровод длиной 543 км, соединивший месторождения Ванкорской группы с НПС «Пурпе». Мощность нефтепровода — 20–25 млн тонн. С точки зрения государства, это было очень правильное решение, поскольку Ванкор нужно запустить в кратчайшие сроки, дабы наполнить нефтью трубопровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), который был сдан в эксплуатацию в конце прошлого года, а в этом году от него уже был сделан отвод в Китай.

Однако подсоединение Ванкора к «Пурпе» фактически перекрыло вентиль развитию нефтедобычи на Ямале — существующая трубопроводная система не может пропустить ямальские объемы нефти. Поэтому «Транснефть» приступила к строительству нового нефтепровода НПС «Пурпе» — НПС «Самотлор», первый стык которого сварен в мае этого года. Новый нефтепровод предназначен для приема нефти с Ванкора и ее дальнейшей транспортировки до площадки приема и смешения нефти на НПС «Самотлор» (Ханты-Мансийский автономный округ), откуда она пойдет, в зависимости от конъюнктуры, в западном или восточном направлении через ВСТО. Этот нефтепровод должен выйти на проектную мощность (25 млн тонн нефти в год с перспективой увеличения до 50 млн тонн) в 2012 году, когда «Роснефть» намерена вывести Ванкорское месторождение на плановый уровень добычи 14 млн тонн нефти в год.

Для развития же добычи нефти на Ямале Владимир Путин в конце октября подписал распоряжение начать строительство неф­тепровода Пурпе—Заполярное. Вот он-то, заходящий далеко на север до Тазовского района, и позволит вовлечь в разработку крупнейшие нефтяные месторождения Ямала, лежащие на севере округа: Русское, Заполярное, Восточно- и Западно-Мессояхское и другие. Общая стоимость этих двух нефтепроводов, которые в перспективе будут функционировать как одна система, — 142 млрд рублей.

Этот проект позволит погасить наметившуюся тенденцию снижения объема добычи нефти в ЯНАО. Ведь если законсервировать нынешнюю ситуацию, то суммарная добыча жидких углеводородов, даже с учетом нефти Ванкорского месторождения и конденсата полуострова Ямал, на севере Западной Сибири составит не более 57 млн тонн в год, в том числе производство нефти в ЯНАО упадет ниже 20 млн тонн. Если же будет построена новая инфраструктура для транспортировки углеводородного сырья и нефтяным компаниям, разрабатывающим тяжелые северные месторождения, дадут такие же преференции, что и при разработке Ванкора, то после 2016 года в ЯНАО добыча жидких углеводородов может увеличиться до 115 млн тонн в год.

Способы сохранить деньги

При всей несомненной пользе для страны и автономного округа развитие газо- и нефтедобывающих проектов на территории ЯНАО имеет один минус. Они не создают добавленную стоимость для этого региона, поскольку переработка сырья в конечный продукт находится за его пределами.

Но этот недостаток вполне возможно подкорректировать. Так, в 2010 году второй по величине отечественный газодобытчик, «НоваТЭК», приступил к реализации проекта создания на полуострове Ямал нового российского центра по производству сжиженного природного газа (СПГ) на базе Южно-Тамбейского месторождения.

Это месторождение — крупнейшее на севере полуострова Ямал, с запасами газа 1,3 трлн кубометров. Концептуальная проработка проекта его освоения позволяет говорить о технически и экономически обоснованной возможности производства 15–16 млн тонн СПГ в течение 30 лет. Предполагаемый срок ввода завода в эксплуатацию — 2018 год, объем необходимых капитальных вложений в развитие пилотного проекта «Ямал СПГ» оценивается в 18–20 млрд долларов. Кроме того, потребуется создать танкерный флот ледокольного класса в количестве около 20 судов вместимостью 140–160 тыс. кубометров.

Почему СПГ? Потому что по сравнению с обычным природным газом он обладает рядом преимуществ: легче хранится, транспортируется на любые расстояния и обладает лучшими потребительскими свойствами. Поэтому сейчас СПГ официально признан самой передовой газовой технологией во Франции, Бельгии, Испании, Корее и США. Самый крупный потребитель этого продукта, по данным Cedigaz, — Япония, где практически 100% потребностей газа покрывается импортом СПГ. По экспертным оценкам, потребность в нем мирового рынка к 2030 году вырастет вдвое и достигнет 400 млн тонн в год. Один Катар до конца этого года уже намерен увеличить производство СПГ до 77 млн тонн. Доля же нашей страны на этом высокомаржинальном рынке пока не превышает 4–5%.

Проект «Ямал СПГ» призван скорректировать эту диспропорцию. Уникальное же местоположение Ямала даст возможность создать гибкую конкурентоспособную логистическую модель, обеспечивающую круглогодичные поставки ямальского СПГ на рынки как Европы и Северной Америки, так и в Азиатско-Тихоокеанский регион через Северный морской путь в период навигации.

Еще одна перспектива получения добавленной стоимости для округа связана с развитием здесь переработки попутного нефтяного газа (ПНГ), количество которого по мере развития нефтедобычи будет только увеличиваться. Нефтехимическая компания «Сибур», например, в октябре этого года запустила на Губкинском газоперерабатывающем комплексе новую установку низкотемпературной конденсации, что позволяет извлечь из ПНГ 99% целевых фракций. Это значит, что здесь ежегодно будет дополнительно производиться до 150 тыс. тонн широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

Вынгапуровская компрессорная станция «Сибура» в скором времени тоже превратится в полноценный газоперерабатывающий завод. Ее мощность по приему ПНГ через год увеличится с 1,6 млрд кубометров до 2,1 млрд, а коэффициент извлечения целевых фракций с 0,7% в 2008 году и 60% в 2010-м до 99% к 2012 году. Кроме того, «Сибур» сейчас связывает все свои ямальские газоперерабатывающие заводы и компрессорные станции единой системой продуктопроводов, чтобы транспортировать выделенные из ПНГ фракции на наливную железнодорожную эстакаду в Ноябрьске мощностью до 1,5 млн тонн ШФЛУ в год.

Отдельная тема — строительство электростанций. Это парадокс, но регион, производящий почти все топливо для российских тепловых электростанций, на 80% обеспечивался электроэнергией из-за его пределов, по сетям «Тюменьэнерго». Намеченный бурный рост промышленного производства в ЯНАО немыслим без соответствующего количества электричества. Поэтому сейчас в округе строится шесть газовых электростанций, которые позволят ему к 2012 году выйти на самообеспечение электроэнергией. ОГК-1 строит Уренгойскую ГРЭС мощностью 450 МВт, готовится к вводу в эксплуатацию парогазовая электростанция в Ноябрьске мощностью 120 МВт.

Совместно с руководством Ханты-Мансийского автономного округа власти региона обсуждают проект продолжения строительства линии электропередачи Надым—Салехард через Шурышкарский район в сторону Березовского района, чтобы закольцевать ее и включить в единую энергосистему страны. Реализация этого проекта не только повысит надежность региональной энергосистемы, но и позволит уменьшить стоимость энергоресурсов.

Урал плюс Ямал — уникальные возможности

Один из важнейших инфраструктурных проектов региона связан с богатейшими запасами твердых полезных ископаемых Ямала. Здесь сконцентрированы значительные ресурсы дефицитных и высоколиквидных руд хрома, железа, марганца, меди, свинца, алюминия, благородных металлов, а также энергетических углей, баритов и фосфоритов. В этом году начата реализация мегапроекта «Урал промышленный — Урал Полярный», ядром которого является транспортный коридор вдоль восточного склона Уральских гор. По кратчайшему пути он свяжет Средний Урал с его развитой промышленностью и автономный округ с его уникальными запасами углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых. Железная дорога протяженностью 1200 км и пропускной способностью до 40 млн тонн грузов в год, сопутствующая автомобильная магистраль — все это позволит существенно сократить плечо доставки полезных ископаемых до мест их переработки. Планируемый объем инвестиций составляет около 500 млрд рублей, три четверти этой суммы предполагается привлечь из частных источников.

ЯНАО тоже принимает финансовое участие в создании инфраструктурных объектов в рамках проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Это и строительство моста через Обь между Салехардом и Лабытнанги (разработку проектной документации планируется завершить в этом году), и предоставление гарантий корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» в части строительства железнодорожной ветки Надым—Салехард и железнодорожного моста через реку Надым, и непосредственное участие через уставный капитал в строительстве железной дороги Обская—Полуночное.

У Ямало-Ненецкого автономного округа сейчас есть уникальный шанс резко продвинуться вперед, сохраняя при этом свое естественное своеобразие. Регион на долгие годы останется основным центром газодобычи в нашей стране, но обретет дополнительные возможности как один из новых центров добычи нефти, первичной нефтехимии и разработки твердых полезных ископаемых. Хотелось бы надеяться, что при этом добывающая и перерабатывающая промышленность округа не перейдут дорогу ни ямальским оленям, ни финским туристам.