Хрупкое восстановление

Роман Романовский
6 декабря 2010, 00:00

Лизинговый рынок быстро восстанавливается — благодаря росту спроса и активным продажам услуг, вопреки угрозе крайне негативных законодательных изменений

В третьем квартале 2010 года рынок лизинга продолжил восстановление. Рост спроса на лизинговые услуги наблюдался практически во всех секторах, активно росли сегменты автотехники и строительного оборудования. В июле—сентябре лизингодатели заключили новых сделок на 164,5 млрд рублей (прирост на 73% к аналогичному периоду 2009 года), что сопоставимо с объемом сделок за третий квартал 2008 года (175 млрд рублей). Объем нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2010 года составил 420 млрд рублей, что соответствует 133% от общей суммы сделок за 2009 год. Такая динамика роста бизнеса была характерна для рынка в предкризисный период (см. график 1). Совокупный лизинговый портфель на 1 октября 2010 года составил 1040 млрд рублей.

Рост в опасности

Примечательно, что ускорение рынка произошло тогда, когда появилась серьезная угроза всему лизинговому бизнесу. В опубликованных Минфином в мае 2010 года документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации в лизинговых сделках.

Несмотря на то что в случае реализации этой инициативы рынок лизинга ожидают кардинальное сокращение и масса проблем в работе бэк-офисов лизингодателей, компании продолжают развивать бизнес. С одной стороны, это обусловлено объективными потребностями экономики в обновлении основных средств и соответствующими заявками от лизингополучателей, с другой — лизингодатели уже привыкли к пренебрежительному отношению к отрасли, которое демонстрируют органы власти, привыкли выживать в жестких условиях. Неопределенность политики государства в отношении лизинга уже длительное время является дополнительным фактором риска в лизинговой деятельности.

На наш взгляд, отмену ускоренной амортизации допускать нельзя по целому ряду причин.

Во-первых, существенно затормозится процесс обновления основных фондов в стране, лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться к новым условиям работы. Но у России просто нет на это времени: по уровню технологического развития мы уже отстаем от ведущих стран мира на десятки лет, и дальнейшее промедление означает ухудшение конкурентоспособности экономики.

Во-вторых, говоря об отмене ускоренной амортизации, Минфин не предлагает эквивалентных замещающих инструментов для стимулирования инвестиционного процесса.

В-третьих, ухудшение условий работы лизинговых компаний повлечет за собой снижение их кредитоспособности, вследствие чего российским банкам придется массово создавать резервы по займам этим компаниям. Качество кредитного портфеля в сотни миллиардов рублей резко ухудшится, что самым негативным образом повлияет на начавшийся рост банковского сектора.

В-четвертых, если обратиться к международному опыту, то, по данным Ассоциации европейского бизнеса, ускоренная амортизация применяется во многих странах, в том числе в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах. Практически везде, где есть инновационная экономика, есть и ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из налоговых преференций, а участвует наравне или с дополнительными налоговыми льготами. На этом фоне лишать собственную экономику возможности обновлять основные фонды и наращивать конкурентоспособность по меньшей мере недальновидно.

Наконец, в-пятых, получив крайне небольшой эффект от увеличения налоговых сборов на горизонте один-два года, бюджет впоследствии потеряет существенно больше возможных поступлений. Это будет обусловлено уменьшением уплачиваемого лизингодателями НДС, а также снижением налоговой базы, которую могли бы сформировать новые рабочие места и вновь произведенная продукция на приобретенном в лизинг оборудовании.

Государственные лидеры

Наибольший объем контрактов (63,3 млрд рублей) за 9 месяцев 2010 года был заключен компанией «Сбербанк Лизинг» (см. таблицу 1). Ее самыми масштабными сделками в третьем квартале 2010 года стали инвестиционный проект с ОАО «Щекиноазот» по строительству водородной установки (финансирование со стороны «Сбербанк Лизинга» составит около 39,5 млн евро); контракты по авиатехнике с авиакомпаниями «ЮТэйр», «Якутия», «Полет», «Трансаэро»; передача Трубной транспортной компании вагонов более чем на миллиард рублей.

В тройку лидеров рынка по объему новых сделок вошли также компании «ВЭБ-лизинг» и «ВТБ-лизинг», в сумме на трех крупнейших лизингодателей пришлось 37% объема новых сделок.

Почти половину новых сделок на рынке (46,7%) по итогам трех кварталов 2010 года обеспечили связанные с государством лизинговые компании (в том числе «дочки» госбанков).

Финансирование крупнейшими государственными и окологосударственными компаниями масштабных инвестиционных проектов обусловило впечатляющий рост доли долгосрочных сделок (см. график 2). Значительно снизилась доля сделок длительностью 2–3 года и 3–5 лет не только по отношению к кризисному 2009 году, но и к докризисной первой половине 2008-го.

Две трети транспорта

Наибольший объем сделок за 9 месяцев 2010 года был заключен по железнодорожной технике — 33,2% (см. таблицу 2). Вторым по объему сегментом стала авиатехника (15%), сегменты грузового и легкового автотранспорта заняли почти одинаковые доли в структуре новых сделок — 9,9 и 9,4% соответственно.

В сегменте железнодорожной техники первое место по объему сделок сохранила компания «ВТБ-лизинг» (33,96 млрд рублей). В пятерку лидеров вошли также ГЛК «Транскредитлизинг», «ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» и «ТрансФин-М». Предметом сделок «Транскредитлизинга» стали фитинговые платформы, нефтебензиновые вагоны-цистерны, вагоны-хопперы (цементовозы) и полувагоны, сроки лизинга составили 8–10 лет. «Сбербанк Лизинг» в сентябре 2010 года передал в аренду более 1,1 тыс. единиц железнодорожной техники российского производства, включая полувагоны, фитинговые платформы, крытые вагоны и цементовозы.

Суммарно на транспортные сегменты (автомобильный транспорт, авиационный, железнодорожный и морской) пришлось 70,8% новых сделок за январь-сентябрь 2010 года

Занять побольше

Рост спроса на лизинговые услуги обусловил и повышение потребности компаний в источниках фондирования. Как отмечают участники рынка, изменившиеся с 2008 года условия получения банковских кредитов хотя постепенно и становятся более либеральными, все же часто не соответствуют потребностям лизинговых компаний как по срокам и уровню эффективной ставки, так и по требованиям к заемщику. К тому же после сокращения рынка кредитования в 2008 году лизингодатели столкнулись с проблемой падения объемов выручки и портфеля, что привело к снижению лимитов их кредитования банками.

В условиях повышения активности кредиторов на долговом рынке важным источником средств для лизинговых компаний стали облигационные займы. Взрывной рост размещений облигаций пришелся на второе полугодие 2010 года. Если в первой половине года был размещен единственный облигационный выпуск лизинговой компании (в марте Муниципальная инвестиционная компания привлекла 1 млрд рублей), то в июле—октябре шесть эмитентов разместили облигации общим объемом 22,25 млрд рублей.

«Облигационный рынок становится все более привлекательным для лизинговых компаний, — отмечает Олег Литовкин, генеральный директор лизинговой компании “Уралсиб”. — Это связано с большим объемом свободной ликвидности и ростом активности инвесторов, что привело к снижению ставок и увеличению сроков размещений необеспеченного долга. Особо необходимо отметить, что данное состояние рынка и более гибкие параметры выпуска биржевых облигаций позволили лизингодателям устранить один из самых неудобных факторов использования облигаций — высокую пиковую нагрузку на cash-flow компании в момент прохождения оферты, за счет применения амортизационной структуры погашения долга».

Высокий интерес к облигациям обусловлен стремлением лизингодателей получить доступ к значительному объему длинных и более дешевых по сравнению с кредитами ресурсов, при этом без предоставления обеспечения.

Банковский кредит в отличие от облигаций требует залогового обеспечения, сопряжен с длительным рассмотрением и, кроме того, носит целевой характер. Облигационные займы же позволяют компании действовать более самостоятельно, направлять ресурсы на финансирование разных сделок, предлагать клиентам более выгодные условия контрактов. Часть ресурсов, привлеченных по облигационному займу, может быть направлена на рефинансирование взятых ранее более дорогих заемных средств. По нашей оценке, на подобные цели компаниями (за исключением «ВТБ-лизинг» и «ВЭБ-лизинг») могло быть выделено до 50% средств, полученных от размещения облигаций в 2010 году.

В то же время, как отмечают участники рынка, облигации сегодня не являются заменой банковских кредитов, а выступают дополнительным источником финансирования. Привлечение долгосрочных ресурсов позволяет компаниям осуществлять и более длительные сделки. «Наблюдается тенденция к увеличению сроков лизинга, поскольку рынок приобрел относительную стабильность, — рассказывает генеральный директор ОАО “ВТБ-лизинг” Андрей Коноплев. — Если раньше срок лизинга не превышал трех-пяти лет, то в настоящее время стала активно практиковаться передача в лизинг дорогостоящего оборудования, объектов железнодорожного транспорта, воздушных судов на длительные сроки — до десяти-пятнадцати лет. Это связано как с возможностями лизинговых компаний, так и потребностями лизингополучателей в увеличении сроков сделок».

Своими силами

Резервы роста спроса на лизинг в России огромны. По данным «Эксперт РА», на 1 октября 2010 года число клиентов отечественных лизинговых компаний приблизилось к 50 тысячам. Общее количество юридических лиц в стране на ту же дату составило около 4,4 млн, а индивидуальных предпринимателей — около 4,1 млн (по данным ФНС). Выходит, что лизинговыми услугами пользовалось менее 0,6% потенциальных клиентов лизинговых компаний.

Основным каналом реализации услуг для лизинговых компаний являются прямые продажи. В 2010 году их доля в структуре каналов продаж составила 92%, увеличившись за последние шесть лет на 19,1% (см. таблицу 3).

На наш взгляд, это объясняется тем, что в 2010 году потенциальные клиенты стали гораздо лучше осведомлены о лизинговых услугах, чем в 2004-м. В составе прямых продаж значительную долю занимают повторные обращения. Увеличение доли этого канала продаж означает, что клиенты, ранее приходившие в лизинговые компании от банков-партнеров или от поставщиков оборудования, теперь обращаются к ним напрямую. Многие компании отмечают также, что самый эффективный способ привлечения клиентов — рекомендации действующих лизингополучателей. На увеличение доли прямых продаж повлияло и значительное наращивание лизинговыми компаниями филиальной сети в 2006–2008 годах.

«В результате общего спада продаж розничного лизинга автотранспорта и оборудования значительно сократились объемы продаж через вендоров, —отмечает Дмитрий Зотов, генеральный директор компании “Сбербанк Лизинг”. — В соответствии с лучшим европейским опытом для занятия лидирующих позиций на рынке необходимо развивать как собственные, так и партнерские каналы продаж. Очевидно, что для лизинговых компаний при банках с развитой филиальной сетью фактором роста продаж может стать развитие системы предпродаж через материнский банк».

В 2010 году снизилась доля такого канала продаж, как агенты компании и лизинговые брокеры. Некоторые лизингодатели, сократившие в кризис часть филиалов и персонала, обращались к такому способу продвижения своих услуг, однако их выбор не оправдался.

Лизингодатели отмечают, что зачастую к брокерам попадают клиенты, которым уже было отказано в нескольких лизинговых компаниях, поэтому действительно качественные сделки, осуществленные с помощью брокера, скорее исключение, чем правило.

Основные отрицательные моменты, которые проявились в работе лизинговых брокеров, — это так называемый черный брокеридж, когда брокеры пытаются «протащить» сделку с заведомо неплатежеспособным клиентом; невысокий профессионализм или недобросовестность некоторых брокеров, которые могут ввести клиента в заблуждение, пообещав заведомо невыполнимые условия сделки; отсутствие сопровождения сделки.

Главным недостатком лизинговых брокеров является то, что они работают только на себя, а не на лизинговую компанию, и не несут никакой ответственности по проводимой сделке.

В структуре каналов продаж лизинговых услуг увеличилась доля привлечения клиентов через интернет. Это связано как с развитием собственных веб-сайтов компаний, так и с появлением в интернете ряда площадок, на которых потенциальные клиенты могут размещать заявки и получать предложения от лизинговых компаний. Впрочем, доля интернет-площадок вряд ли будет существенно увеличиваться. Использовать их можно только для реализации стандартных проектов с фиксированными условиями, например для приобретения легкового автотранспорта. В остальных случаях это нецелесообразно, так как большинство проектов в лизинге требуют индивидуального подхода.

По мнению большинства лизингодателей, в обозримом будущем прямые продажи останутся наиболее значимым каналом продаж, в то же время должна усилиться роль поставщиков/дилеров оборудования по привлечению клиентов в лизинговые компании.

Совершаем марш-бросок

Благодаря существенным потребностям экономики в обновлении основных фондов, а также эффекту низкой базы восстановление лизингового рынка в 2010 году идет впечатляющими темпами. До кризиса лизингодатели в четвертом квартале традиционно заключали около 40% всего количества годовых сделок. По оценке «Эксперт РА», с учетом этого фактора и динамики рынка за январь-сентябрь, объем новых сделок по итогам 2010 года составит 550–580 млрд рублей, а темпы прироста по отношению к 2009 году — 75–85%.

«Помимо улучшения экономической ситуации в стране и мире росту рынка лизинга России может поспособствовать изменение законодательства, — отмечает Дмитрий Зотов. — В частности, уже принятая инициатива об отмене с 1 января 2011 года ограничения на использование предмета лизинга исключительно для предпринимательских целей значительно расширит целевой клиентский сегмент, потребует разработки нового продуктового ряда и развития как информационных технологий, так и технологий оценки кредитного риска». На наш взгляд, ощутимого эффекта от этой новации можно ожидать лишь к концу 2011 года, так как участникам рынка потребуется время для разработки соответствующих лизинговых продуктов и критериев оценки рисков в отношении новых лизингополучателей.

Очевидно, в 2011 году в отношении лизинга сохранится нынешний режим налогообложения, в связи с чем можно ожидать расширения рынка на 30–50%. Однако даже при таком значительном приросте доля лизинга в ВВП составит всего 1,5–1,7%, что соответствует уровню 2008 года, а для достижения докризисных 3% ВВП потребуется еще несколько лет.

В 2012 году рынок может вырасти на 10–30%, однако если в 2112-м произойдет отмена ускоренной амортизации, рынок лизинга, напротив, ждет сокращение в два-три раза.