Какой уж тут домик в деревне…

6 декабря 2010, 00:00
Олег Слепян
В «Вимм-Билль-Данне» рады, что их марки получили шанс выйти в 200 стран мира вместе с PepsiCo

В ближайшее время на российском молочном рынке не останется крупных отечественных производителей молочной продукции, а более половины рынка будет принадлежать двум иностранным компаниям. Транснациональный гигант PepsiCo приобрел 66% ведущего российского производителя — компании «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Напомним, что несколькими месяцами ранее второй крупнейший российский производитель — компания «Юнимилк» — перешла к французской Danone. Совокупная рыночная доля перешедших иностранцам двух ведущих российских производителей превышает 50%.

За годы своего существования «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк» скупили большинство более или менее цивилизованных производителей молочной продукции в стране, имеющих определенные позиции на местных рынках. На сегодняшний день у двух ведущих холдингов нет сколько-нибудь значимых конкурентов — так, например, компания «Молвест» занимает около 4% рынка. Аналогичная ситуация складывается и на соковом рынке, где третий по величине отечественный игрок — компания «Сады Придонья» — имеет долю не более 5%. Фактически двум международным компаниям будет противостоять большое количество мелких региональных предприятий, выпускающих низкомаржинальный молочный продукт.

ВБД продал свои активы за 3,8 млрд долларов. Цена рассчитана с 32-процентной премией к средней стоимости ADR ВБД за предыдущие 30 дней. В дальнейшем PepsiCo планирует консолидировать весь бизнес ВБД (предприятия по производству молочной продукции, соковое подразделение и сельхозактивы), оценивающийся сегодня в 5,8 млрд долларов.

Владельцы ВБД не скрывают радости. «Это большой успех, что мы создали компанию, заинтересовавшую глобальных игроков пищевого рынка, — говорит совладелец и член совета директоров компании ВБД Давид Якобашвили. — Я могу похвастаться, что стоял у истоков создания таких брендов, как “Веселый молочник”, “Домик в деревне”, J7. И теперь наш значок “Вимм-Билль-Данн” увидят в 200 странах мира, где присутствует PepsiCo. Наша компания станет основой для строительства крупнейшего продовольственного концерна в мире».

Занять лидирующие позиции на российском рынке было давней мечтой основателей компании PepsiCo — первый напиток «Пепси» был выпущен в нашей стране полвека назад. С покупкой ВБД российский бизнес окажется самым масштабным для PepsiCo за пределами США. Планируемая выручка объединенной компании к концу 2010 года может составить 5 млрд долларов (годовая выручка PepsiCo в России в 2009 году составила около 2 млрд, ВБД — 2,4 млрд долларов). В глобальном масштабе выручка PepsiCo увеличится с 10 до 13 млрд долларов.

«Наша сегодняшняя деятельность в России дает доходы с двухзначной маржой, — рассказывает президент компании PepsiCo в Восточной Европе Рамон Лагуарта. — Но еще больше я впечатлен скоростью и качеством развития компании ВБД: за 18 лет они с нуля превратились в лидеров молочного и сокового рынков». В качестве примера другого успешного приобретения в России г-н Лагуарта приводит соковую компанию «Лебедянский», где 99% работников являются российскими, а PepsiCo продолжает развивать такие локальные марки, как, например, «Фруктовый сад».

Лет пять назад компания PepsiCo уже пыталась купить бизнес российской компании. Однако тогда ее интересовало лишь соковое направление ВБД. Молочная ниша для PepsiCo не была профильной. Но недавно глобальная стратегия была изменена: к 2020 году компания планирует построить мировой бизнес объемом 30 млрд долларов в области питательных и функциональных продуктов. ВБД станет для PepsiCo вторым молочным производителем (недавно PepsiCo купила молочную компанию Almarai в Саудовской Аравии). Преимущество приобретенного ВБД компания видит в выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, например йогуртов и детского питания.

Помимо переработки PepsiCo намерена заняться и развитием сельскохозяйственных активов — именно в этой сфере она видит свои главные сильные стороны. Глобальная компания будет реализовывать в России имеющиеся научно-исследовательские разработки, например по выращиванию картофеля. В дальнейшем подобная стратегия развития, которую опробуют в России, будет тиражирована в страны Европы и Азии.