Наказ новому столичному мэру

6 декабря 2010, 00:00

В Москве сменился градоначальник. Настала пора анализировать ушедшую эпоху и предлагать новые проекты. В чем были главные ошибки лужковской градостроительной политики и что необходимо менять? На эти вопросы мы попросили ответить разных участников рынка

Сергей Журавлев, руководитель проекта «Российский дом будущего»:

— Главное — действовать без нахрапа и показухи! Можно, конечно, выгнать машины с Тверской, но такие акции не решат проблемы. Вместо сноса ларьков лучше было бы неспешно отодвинуть остановки общественного транспорта подальше от перекрестков. И еще — нужна программа вторичной застройки столицы, то есть реконструкции кварталов пятиэтажек без сноса большинства строений. Старые дома можно надстраивать и обстраивать. Технологии известны. Почему не делалось? Препятствовала лужковская команда.

Ирина Ирбитская, руководитель архитектурного бюро «Платформа»:

— Предстоит создать банк решений для работы с городской средой Москвы. Он должен стать стратегической основой городских регламентов. Необходим градостроительный конкурс на разработку кварталов нового поколения для Москвы. Подготовку программы конкурса следует поручить специально созданному комитету из лучших, как молодых, так и зрелых, специалистов с хорошей репутацией в области городского развития и планирования.

Яков Литвинов, управляющий партнер компании «Крайс Девелопмент»:

— Главная ошибка Лужкова — в устаревших подходах к строительству и архитектуре. Москву застраивали безликими панельными домами, забыв, что архитектура является самым массовым из искусств. Сегодня необходимо создать систему перехода на современные технологии строительства и новые архитектурные решения. Создать конкурентную среду с прозрачными конкурсными процедурами и обновить градостроительные нормативы.

Дмитрий Халин, руководитель департамента стратегического консалтинга и оценки IntermarkSavills:

— Современная идеология развития зарубежных городов — это постоянное повышение комфортности проживания для жителей. Исходя из этой предпосылки, нкобходимо провести ревизию всех крупных бумажных проектов, которые должны реализовываться в ближайшие годы. Надо начать наступление на транспортную проблему по всему фронту. А именно: динамично развивать метрополитен и другие виды общественного транспорта, выделить достаточные территории и создать условия для строительства парковок, не возводить крупные инфраструктурные объекты в районах, где транспортная проблема стоит наиболее остро.

Елена Комова, директор по маркетингу «МИЭЛЬ-Новостройки»:

— За последние 20 лет, конечно, были допущены серьезные ошибки. К непоправимым нужно отнести утрату самобытной архитектуры столицы. Строительство торгово-развлекательных и офисных центров шло без увязки с развитием транспортной инфраструктуры. Непоправимой ошибкой было и выделение площадок под строительство за счет территории парков и зеленых зон.

Алексей Поляков, генеральный директор Prosperity Project Management:

— На повестку дня я вынес бы ревизию Генплана и внедрение стандартов экологического строительства. Эти стандарты включают в себя ресурсоэффективность, благополучие людей, минимизацию воздействия на окружающую среду, общественный транспорт, переработку мусора и отходов, развитие альтернативной энергетики. «Зеленые» нормативы надо ввести и в проектирование, и в строительство, и в эксплуатацию зданий.

Александр Красавин, генеральный директор Инвестиционной группы «Коперник»:

— Транспортную проблему невозможно решить без новых подходов. У ЦНИИПСК имени Мельникова есть две интересные технологии. Первая — это многоярусные стоянки или гаражи из легких металлоконструкций. Технология позволяет как возводить стоянки «с нуля», так и надстраивать ярусы над уже существующими гаражами. Стоимость строительства таких гаражей — 150–180 тысяч рублей за квадратный метр, они обходятся вдвое дешевле железобетонных. Вторая технология — мобильные многоуровневые эстакады в местах проведения дорожных работ. Эстакады могут быть временными и постоянными. Аналоги последних можно видеть в Нью-Йорке. Решение очень эффективное по финансам, срок монтажа всего два дня. Это предложение вступало в конфликт с интересами железобетонного лобби и не было принято прежним руководством города.

Георгий Дзагуров, генеральный директор компании Penny Lane Realty:

— Предыдущая администрация была эффективной. Важно не потерять лучшее, что было наработано. Не навредить! Вот важнейшая задача нового руководителя.

Юрий Кочетков, независимый аналитик:

— Градостроительная политика Лужкова была ошибочна уже в том, что во главу угла ставились деньги и прибыль частных лиц. Сейчас надо менять приоритеты: интересы города и его обитателей должны быть важнее интересов застройщиков. Необходимо взять курс на объединение Москвы и области в единый субъект. В противном случае Москва задохнется от перенаселенности. Надо начать поэтапную реформу московского строительного комплекса. Ее результатами должны стать контроль общественности за стройкомплексом, а также создание четких и прозрачных правил игры на рынке городского строительства.

Андрей К., чиновник:

— Мы даже представить не можем, насколько сложное наследство досталось Собянину. Проблемы полтора десятка лет загонялись вглубь. Вокруг строительства так все запутано и запущено, что непонятно, как вообще можно что-то трогать. Самое актуальное сегодня — это борьба с пробками. Но тут ситуацию уже практически упустили из-под контроля. Для любого мегаполиса решение может быть только одно — пересаживание людей на общественный транспорт. Права автовладельцев должны быть сильно урезаны. Владение машиной должно стать роскошью: парковка и владение автомрбилем должны стать дорогими. Но вряд ли Собянин пойдет на непопулярные решения.