Дрожжи для Югры

Спецвыпуск
Москва, 13.12.2010
«Эксперт» №49 (733)
Малый бизнес на территории Югры растет как на дрожжах. Питательной средой для него стали высокая покупательная способность населения и комплекс стимулирующих мер со стороны администрации округа и его муниципальных образований

Photoxpress.ru

В кризисном 2009 году число малых предприятий на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) выросло почти вдвое по сравнению с 2008 годом и достигло 14,6 тыс. (с учетом микропредприятий), средних — на 20% (187 единиц), индивидуальным предпринимательством стали заниматься около 48 тыс. человек. А общее число работоспособных жителей округа, занятых в сфере малого и среднего бизнеса (без внешнего совместительства), перевалило за 110 тыс. человек.

Вырос и вклад малых и средних предприятий в экономику округа. Их оборот за 2009 год составил 306 млрд рублей, что превысило уровень позапрошлого года на 38,8%. А доля оборота малых и средних предприятий в ВРП округа в 2009 году увеличилась на 5,8 процентного пункта и составила 17,2 против 11,4% в 2008 году.

Определенную роль в резком росте числа малых предприятий в Югре сыграл экономический кризис 2008–2009 годов, когда численность занятых в экономике округа снизилась на 46 тыс. человек. Многие из высвободившихся пошли в частный бизнес, несмотря на кризис. Дело в том, что средняя заработная плата в округе вдвое превышает среднероссийскую (38 тыс. рублей против 17,4 тыс. в 2009 году), а реальная зарплата составляет более 90 тыс. рублей. Высокая покупательная способность населения благотворно влияет на развитие бизнеса в сфере услуг и торговли, которые традиционно являются местом приложения сил малого бизнеса. Кроме того, и окружные, и муниципальные власти ХМАО создают для предпринимателей такие условия, которые стимулируют их думать о развитии своего дела, а не о выживании.

Базовый план

Последовательно развивать сферу малого бизнеса в автономном округе начали семь лет назад. Законодательной основой для ее формирования стали два окружных закона — «О развитии малого и среднего предпринимательства» (принят в декабре 2007 года) и Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2004–2010 годы. Деньги в развитие этой сферы экономики вложили немалые — только в прошлом году объем средств, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в округе, составил 1,7 млрд рублей (311 млн рублей из федерального бюджета, 331 млн — за счет средств автономного округа и более миллиарда — из внебюджетных источников).

Но главное — за это время на уровне округа удалось создать базовую инфраструктуру поддержки предпринимательства, которая состоит из Фонда поддержки предпринимательства Югры (ФПП), ООО «Окружной бизнес-инкубатор» (БИН), Технопарка высоких технологий Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, НО «Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», Гарантийного фонда, который создан на базе ФПП, и Торгово-промышленной палаты Югры. Эта инфраструктура призвана максимально облегчить предпринимательский старт, особенно тем югорцам, у которых нет серьезного первоначального капитала, и дать возможность малому предприятию интенсивно развиваться в течение первых трех лет.

На базе БИНа, например, осуществляетс

Новости партнеров

«Эксперт»
№49 (733) 13 декабря 2010
Бедность в Европе
Содержание:
Новая европейская бедность

Европейские бедные не похожи на бедняков из развивающихся стран, тем не менее их жизнь тяжела и унизительна, и всерьез ей может позавидовать разве что африканский бездомный. Чтобы понять, что такое европейская бедность, корреспонденты «Эксперта» объехали самые разные страны Евросоюза

Международный бизнес
Экономика и финансы
Наука и технологии
Реклама