В Белоруссии прошли очередные, четвертые в истории страны, президентские выборы. Прогнозы были самые разные. Так, социологическая компания «TNS-Украина», которую белорусский ЦИК нанял для проведения официальных экзит-полов, накануне голосования прогнозировала, что действующий президент Александр Лукашенко получит 75,9%. Остальным девяти кандидатам опрос дал всего 15%. Соцопрос российской компании Socium показал несколько иной расклад: действующий президент может рассчитывать всего на 35,2%. Это меньше, чем суммарный рейтинг трех лидирующих оппозиционных кандидатов.
Этот номер был сдан в печать за два дня до выборов, однако собеседники «Эксперта» в Минске не сомневались, что победит Лукашенко, причем ЦИК объявит президента, сфальсифицировав конечные результаты.
В отличие от выборов 2001-го и 2006 годов для Минска оказалась неактуальной интрига с признанием результата главными внешнеполитическими партнерами Белоруссии — Россией, Евросоюзом и США. Еще несколько месяцев назад это признание казалось далеко не гарантированным, особенно на фоне резкого ухудшения российско-белорусских отношений. Но сначала Лукашенко, воспользовавшись этим ухудшением, совершил прорыв в отношениях с ЕС, заручившись как политической, так и финансовой поддержкой. А накануне выборов добился поддержки и в Москве, и в Вашингтоне.
Некоторые члены белорусской оппозиции надеются, что в случае фальсификаций массовые протесты жителей лишат Лукашенко легитимности, но большинство экспертов не верят в такое развитие событий. В Белоруссии нет столь организованной и консолидировавшей значительную часть элит оппозиции, какая была на Украине к концу правления Леонида Кучмы, поэтому повторить киевский Майдан на минской Плошчы вряд ли удастся. Президент Лукашенко будет править страной и дальше.
Массовка против Батьки
Очередные выборы должны были пройти в Белоруссии лишь в марте следующего года — именно тогда истекает действующий мандат Александра Лукашенко. Однако в Минске решили иначе, назначив выборы на 19 декабря. Официального объяснения не было, но большинство белорусских наблюдателей сошлись во мнении, что Лукашенко решил провести выборы до начала 2011 года, когда Москва и Минск должны договориться о новых ценах на газ. Напомним, что ранее Россия прекращала поставки газа в Белоруссию из-за спора о ценах.
Сразу после оглашения даты выборов в Белоруссии развернулась невиданная много лет политическая кампания. Были созданы десятки инициативных групп по выдвижению кандидатов самого разного толка, и в октябре ЦИК зарегистрировал 17 кандидатов. Впервые за десятилетие команды кандидатов могли спокойно собирать подписи в самых оживленных местах Минска и других городов страны. За это активистов не задерживала милиция, несмотря на присутствие запрещенных национальных бело-красно-белых флагов и символики Евросоюза. Фазу сбора необходимого количества подписей прошли лишь десять из них, но и это рекорд в истории белорусских выборов. В 2006 году в избирательных бюллетенях было всего четыре кандидата.
Хотя в Минске такое большое число кандидатов, представляющих самые разные части политического спектра, немедленно прозвали «массовкой», среди оппонентов Лукашенко оказались люди с очевидным политическим потенциалом. Согласно опросам, самый высокий рейтинг среди них сегодня имеют писатель и лидер движения «Говори правду» Владимир Некляев (18,4%), бывший дипломат и лидер движения «Европейская Беларусь» Андрей Санников (9,9%) и экономист и кандидат от Объединенной гражданской партии Ярослав Романчук (6,2%).
По независимым от белорусских властей опросам, их суммарный рейтинг накануне выборов оказался равен или даже несколько выше рейтинга нынешнего главы государства. При этом характер платформ трех кандидатов схож: нормализация политических отношений с Россией и уменьшение финансовой зависимости Белоруссии от Москвы; демократические и экономические реформы; ориентация на европейские ценности и практики. Все трое ведущих кандидатов в долгосрочной перспективе хотели бы интегрировать Белоруссию в европейские структуры, но понимают, сколь долгое время может занять такая интеграция.
Националистические силы в кампании оказались представлены двумя кандидатами — главой Белорусского народного фронта Григорием Костусевым и руководителем создающейся партии «Белорусская христианская демократия» Виталием Рымашевским. Они выступают за вывод российских военных баз, за расторжение всех договоренностей с Москвой — союзных, таможенных, ОДКБ. Но даже независимые прогнозы показывают, что уровень поддержки таких идей в белорусском обществе невелик: суммарно оба кандидата набирают не больше 5%.
Социализм с капучино
В отличие от оппонентов президент Лукашенко решил строить свою предвыборную кампанию не на обещаниях перемен, а на сохранении статус-кво. Руководящий страной с 1994 года Лукашенко своим главным достижением сделал стабильность, которая, в его видении, означала отказ от тех небольших экономических и политических реформ, которые произошли в начале 1990-х, до избрания его президентом.
Для Лукашенко, выросшего в относительно благополучные годы брежневского застоя, это означало возвращение страны в советское прошлое, несколько улучшенное элементами современной жизни. Белоруссию многие называют «социализмом с капучино». В стране были приостановлены рыночные реформы, и на госсектор сегодня приходится 75% ВВП и 80% занятости. Безработица в стране находится на низком, практически советском уровне, но это компенсируется низким уровнем зарплат. В 2010 году средняя зарплата белоруса составляет 390 долларов в месяц, что на 86% больше, чем пять лет назад, и в 5,9 раза больше, чем в 1995-м. Для сравнения: поляки сегодня получают 1490 долларов в месяц (в 2,3 раза больше, чем в 2005-м, и в 6,5 раза больше, чем в 1995-м), а россияне — 650 долларов в месяц (в 2,3 раза больше, чем в 2005-м, и в 10,5 раза больше, чем в 1995-м).
Из страны был выдавлен практически весь крупный и средний бизнес, который не относится к приближенному кругу Управления делами администрации президента, которое за 16 лет правления Лукашенко превратилось в крупнейшую корпорацию страны с многомиллиардным оборотом. Белоруссия — единственная страна в Европе, где регулярно проходят акции протеста (от манифестаций до забастовок) мелких предпринимателей. По оценкам лидера движения «За свободное развитие предпринимательства» Виктора Горбачева, только за последние семь лет из страны уехало 52 тыс. мелких предпринимателей — то есть каждый шестой.
Аналогичное возвращение в СССР произошло и в политической сфере. Белоруссия — единственная из постсоветских республик, отказавшаяся от национально-исторической символики и вернувшаяся к атрибутике советских времен. В новой форме здесь возрождены и комсомол, и пионерия. Правда, они воспитывают подрастающее поколение не на идеях коммунизма, а в духе лояльности существующей власти. В вузах обязательным предметом для изучения являются «Основы идеологии Республики Беларусь», в рамках которого студентам разъясняются преимущества вертикали власти, завязанной на личность президента. При этом в сами вузы (на гуманитарные специальности) сегодня нельзя поступить без справки от местного комитета по идеологии. Отказать в такой справке могут за малейшее вольнодумство, например за использование белорусского языка. Хотя формально он является одним из двух государственных, на нем в Белоруссии нельзя получить высшее образование. И даже среднее образование на белорусском языке можно получить лишь в сельской местности, а не в городах.
Еще несколько лет назад милиция задерживала на улицах Минска молодежь лишь из-за того, что она говорила между собой по-белорусски. Использование национального языка приравнивалось к нелояльности власти и рассматривалось как потенциальная поддержка оппозиции. От белорусского языка отказались и основные государственные СМИ, включая телевидение, которое даже в советские годы делало выпуски новостей исключительно по-белорусски.
При этом нынешняя белорусская версия советской системы, из которой была выхолощена коммунистическая идеология, привлекательна для многих. Ведь в отличие от Советского Союза в постсоветской Белоруссии есть товары на полках (хотя преимущественно местные), в кафе можно выпить капучино, в ресторанах — отведать суши. Эти блага доступны, впрочем, меньшинству белорусов. Отсутствие частного сектора экономики ведет к отсутствию среднего класса даже в российском его понимании.
Именно поэтому Белоруссия страдает от постоянного оттока населения. По оценкам Всемирного банка, с 1994 года за пределы страны выехало 1,6 млн человек. С точки зрения властей, большинство из них никуда не уехали, поскольку сохранили прописку по своим белорусским адресам. Но фактически многие уже давно живут за рубежом, прежде всего в России, а также в самых разных странах Европы. Только в Польше работает до 200 тыс. белорусов. Это негативно сказывается на состоянии белорусской экономики, но уменьшает политический накал в обществе. Лукашенко, в отличие от автократий в Гаване или Пхеньяне, построил «диктатуру с открытыми дверями» — те, кто ощущает свою неспособность вписаться в выстроенную в Белоруссии социально-политическую и экономическую систему, просто уезжают из страны.
Победа реальной политики
Когда в сентябре предвыборная политическая активность лишь начиналась, многие в Минске надеялись на серьезные перемены, потому что летом 2010 года отношения между Лукашенко и Кремлем стали весьма напряженными. Российские телеканалы показывали документальный сериал «Крестный Батька», в котором рассказывали о нераскрытых убийствах белорусских политиков, о финансовой помощи Москвы и даже о проблемах с психическим здоровьем белорусского президента. В Минске эти программы снимали с эфира, а в ответ белорусское телевидение стало активно критиковать действия российских властей, особенно премьер-министра Владимира Путина.
Сложившаяся на начало осени политическая ситуация привела к тому, что белорусская оппозиция, вместо того чтобы, как в прежние годы, искать поддержки на Западе, решила обратиться к России. За это Лукашенко немедленно назвал Некляева и Санникова пророссийскими кандидатами, готовыми продать Москве всю белорусскую промышленность и инфраструктуру.
В условиях противостояния с Москвой официальный Минск стал искать поддержки на Западе. Еще в 2008 году в Евросоюзе поняли, что изоляция Белоруссии не дает результатов, поэтому решили сменить политику на «вовлечение». И когда Лукашенко стал искать контактов, в Минск зачастили западные лидеры. В начале ноября в Белоруссию отправились министры иностранных дел Польши и Германии — Радек Сикорский и Гидо Вествервелле. Вслед за ними приехал еврокомиссар по расширению ЕС Штефан Фюле. А затем с официальным визитом из Вильнюса прибыла президент соседней Литвы Даля Грибаускайте.
После визита в Минск литовский президент встретилась с послами стран ЕС в Вильнюсе, что завершилось сенсационным «сливом». Как рассказал агентству Reuters один из участников закрытой встречи, Грибаускайте заявила, что победа Лукашенко «более желательна» для ЕС. «Лукашенко — гарант экономической и политической стабильности и независимости. Мы, Литва, не хотели бы возле своих границ еще одну Россию», — процитировал слова литовского лидера анонимный источник.
То, что Евросоюз решил поддержать Лукашенко, стало очевидно по обещаниям экономической помощи в 3 млрд евро, которые Минск в виде кредитов должен получить, если президентские выборы пройдут честно. «Реалполитик» Брюсселя и соседних с Белоруссией стран, Польши и Литвы, привела к смене американской риторики. В конце ноября в Вашингтоне заявили о готовности сотрудничества с любым президентом Белоруссии при условии, что выборы в стране пройдут без нарушений.
А затем произошел и прорыв в отношениях с Москвой. После слов Батьки о «безмозглой» политике руководства России в сентябре, после заявления президента Дмитрия Медведева в начале октября в своем видеоблоге, что Лукашенко «в своих высказываниях заходит за рамки не только дипломатических правил, но и элементарных человеческих», большинство экспертов заговорили о точке невозврата в отношениях между партнерами по Союзному государству.
Но уже 9 декабря на встрече Медведева и Лукашенко в Москве стало очевидно, что среди кандидатов на выборах Россия поддерживает лишь одного — действующего президента. После нескольких лет препирательств по вопросу о пошлинах на российскую нефть, направляемую на переработку в Белоруссию, Лукашенко решил согласиться с предложениями Москвы.
Белорусская оппозиция уже обвинила Лукашенко в том, что он «сдал экономические позиции Белоруссии» и страна проиграла, подписав соглашение о создании Единого экономического пространства с Россией. Однако телевизионные кадры обменивающихся рукопожатиями улыбающихся Медведева и Лукашенко показали, что Москва признает результаты белорусских выборов.
Досрочно избран
Хотя выборы официально были назначены на 19 декабря, голосование в Белоруссии началось еще 14-го, в досрочном режиме. Уже в первые три дня проголосовало 12% избирателей — в основном военнослужащие, студенты, работники госпредприятий. Белорусская оппозиция сообщает о массовых нарушениях при проведении досрочного голосования, которые ЦИК, как и в прежние годы, игнорирует. В 2006 году на президентских выборах досрочно проголосовало 30% избирателей — по мнению многих в Минске, это дает огромную фору кандидату от власти.
Хотя на этот раз ЦИК разрешил оппозиции значительно большее присутствие в составе избирательных комиссий, в них попало всего 183 человека. Притом что в стране 70 тыс. избирательных участков, оппозиция не сможет уследить за всеми нарушениями. Показательно также, что руководителем своего избирательного штаба Лукашенко сделал министра образования Александра Радькова. Более половины избирательных участков в стране расположено в школах, а председателями комиссий являются подчиненные министра — директора или завучи школ. Использование административного ресурса в Белоруссии позволит властям выдать любой результат выборов, вне зависимости от того, как именно на самом деле проголосуют избиратели.
Хотя оппозиция планирует массовые акции в центре Минска, очевидное отсутствие поддержки оппозиционных сил со стороны Европы или России вызвало апатию среди белорусов. Как рассказал «Эксперту» один из высокопоставленных милицейских чинов, чтобы милиция и ОМОН не разгоняли оппозиционные манифестации и солидаризировались с оппозицией, нужно, чтобы на Октябрьскую площадь, центральную в Минске, вышло не менее 50 тыс. человек. Но даже на протесты после выборов 2006 года «на Плошчу» пришло не более 10 тысяч. И это было в конце марта, а сейчас в Минске стоят морозы.
Настроения в обществе отчетливо демонстрирует и главный музыкальный хит предвыборного сезона. По всем каналам белорусского телевидения и многим радиостанциям (по некоторым данным, с подачи минкульта) регулярно транслируется шлягер местной группы RockerJoker. «Саня, останься с нами! Сами мы никак, Саня! Саня останется с нами, все будет о’кей», — поют белорусские музыканты.
Президент Лукашенко готов начать свой четвертый срок и править Белоруссией как минимум до конца 2015 года.
Минск—Москва