Докажи, что я должен купить

Русский бизнес
Москва, 17.01.2011
Российским компаниям не стоит ожидать в наступившем году возвращения потребительского бума начала 2000-х. Чтобы развиваться, им нужно создавать либо дешевый, либо уникальный по качеству продукт

Рисунок: Игорь Шапошников

Близится ли конец эпохи потребления? Какая модель должна прийти ей на смену? Эти вопросы сегодня актуальны во многих странах — кризис продемонстрировал исчерпанность господствующей модели жизни — модели непрерывного потребления. Пока нет серьезных предпосылок, но есть первые ощущения того, что в ближайшее время образ жизни начнет меняться. Конечно, прежде всего речь идет о развитых государствах. Однако, вероятно, перемены затронут и нашу страну, хотя у нас общество потребления по западному образцу начало развиваться совсем недавно, меньше десяти лет назад, и преимущественно в достаточно крупных российских городах.

И хотя значительная часть населения страны оставалась на уровне удовлетворения базовых потребностей, до кризиса российский потребительский рынок был одним из самых динамичных в мире. Объемы продаж товаров народного потребления ежегодно увеличивались на десятки процентов, торговых центров строилась масса, покупатели регулярно приобретали новые товары, заменяя вышедшие из моды, брали кредиты, совершали эмоциональные покупки, гонялись за брендами — как и положено в развитом обществе потребления.

Кризис обуздал эту гонку. Продажи во всех сегментах потребительского рынка — автомобильной, одежной, обувной, мебельной отраслях, на квартирном рынке и проч. — сократились на десятки процентов, и восстановление идет крайне медленно. По словам участников рынка, в кризис потребитель резко изменился: теперь он меньше тратит, готов платить только за адекватные по соотношению цены и качества продукты, покупки стали куда рациональнее и продуманнее, более востребованным оказался дешевый ассортимент. Многие склонны считать, что это временные перемены: кризис закончится, и на рынке снова возникнет ажиотаж.

На наш взгляд, вряд ли стоит ожидать возвращения предкризисной ситуации, по крайней мере в ближайшие годы. Отчасти это объясняется тем, что наиболее платежеспособные потребители уже «насытились» и, не находя в неограниченном потреблении большого счастья, стали менять свое мировоззрение: структура их трат постепенно смещается в сторону нематериальных ценностей — путешествий, хобби, образования и проч.

Отнюдь не очевидно, что мы непременно должны создавать у себя классическое общество потребления — развить его в масштабах всей России будет крайне сложно. В Европе есть страны, например скандинавские государства, где при высоком уровне доходов и жизни население сохраняет умеренное, экологичное потребление.

У нас же сегодня нет никаких макроэкономических предпосылок для существенного роста доходов потребителей — этот рост может быть связан с расширением инвестиций в экономику, созданием новых производств и объектов инфраструктуры, развитием предпринимательства. Однако пока не видно инвестиций, которые существенно повысили бы уровень дохода россиян (подготовка к крупнейшим спортивным мероприятиям не в счет). В последние месяцы активизировались иностранные корпорации, которые открывают в России свои производства. Но их задача — платить минимальную заработную пла

У партнеров

    «Эксперт»
    №2 (736) 17 января 2011
    Тренды
    Содержание:
    Оппозиции нашего времени*

    Государство — против теневых центров силы, демократия — против манипуляции, участие — против исключения народа из политики и экономики, капитал — против зависимости и бедности, реальная сложность — против примитивной простоты

    Реклама