Лучшие городские практики мира

24 января 2011, 00:00

Vировое ЭКСПО, прошедшее в 2010 году в Шанхае, было посвящено теме городов и лучшим городским практикам. Что является отражением всевозрастающей роли городов в жизни цивилизации. Если в начале ХХ века в городах жило 5% населения планеты, то сегодня уже более 50%. По прогнозам ООН, к 2050 году более 85% населения Земли будет сконцентрировано в городах. Некоторые эксперты полагают, что практики трансформации городов станут определять лицо будущего шестого технологического уклада мировой экономики наряду с нано-, инфо-, биотехнологиями.

С подачи проекта «Российский дом будущего» и рейтингового агентства «Эксперт» российская делегация предложила включить в итоговый текст Шанхайской декларации пункт о создании общей базы лучших городских практик мира. Ниже краткие выдержки из национального доклада «Развитие городов: итоги ЭКСПО-2010 — взгляд из России».

Бильбао (Испания)

Суть проекта: ревитализация города за счет архитектурного шедевра.

«Эффект Бильбао», пожалуй, самый известный феномен на тему воздействия культуры на экономику города. В 1997 году в этом испанском городе по проекту американского архитектора Френка Гери был построен музей Гуггенхайма. Облицованное титановыми пластинами постмодернистское здание странной формы выступило чуть ли не главным мировым архитектурным аттракционом 1990-х. Музей стал одним из градообразующих предприятий, а Бильбао из провинции превратился в модный туристический центр. Строительство здания обошлось в 120 млн долларов, но теперь оно генерирует поток туристов в 1,5 млн человек в год и приносит туристической индустрии Бильбао годовой доход в 240 млн долларов. «Эффектом Бильбао» сегодня называют ситуацию, когда город за счет яркого архитектурного объекта смог создать себе новый привлекательный имидж и резко увеличить привлекательность для туристов и инвесторов. Известно, что власти Бильбао при реализации своего проекта ориентировались прежде всего на опыт трансформации Барселоны за счет культуры города.

Портленд (США)

Суть проекта: постуглеродный, ресурсосберегающий город.

Американский Портленд — пример успешной реализации экологической доктрины. В 1996 году была принята программа его развития как постуглеродного ресурсосберегающего города (post-carbon city). К 2025 году планировалось достичь 50-процентного снижения использования углеродного топлива, а также 80-процентного уменьшения выброса парниковых газов. Программа предполагала резкое сокращение автомобильного трафика в городе за счет развития общественного и велосипедного транспорта, а также новых градостроительных решений. Важными элементами программы являются переход к возобновляемым источникам энергии, введение новых строительных норм, а также введение схем стимулирования модернизации жилья. Программа успешно развивается. Сегодня в Портленде самое большое в США количество гибридных авто и «зеленых» домов. Каждый год объем продаж бензина сокращается на 5%. За десять лет длина велосипедных дорожек увеличилась в пять раз, а объем пригородных пассажирских железнодорожных перевозок — почти в два раза.

Гамбург (Германия)

Суть проекта: регенерация промышленной зоны за счет муниципального девелопмента

Гамбург представляет собой один из наиболее удачных примеров проекта, когда город выступает в роли девелопера. Проект HafenCity — это самый масштабный проект санации промышленной зоны в современной Германии и одновременно один из крупнейших в Европе. Сенат города в 1999 году объявил конкурс на застройку и регенерацию портовой зоны площадью 155 га, расположенной практически в центре города. Концепция проекта предполагает, что на фоне плотной застройки жилой, деловой и торговой функций должны возникнуть объекты познавательно-развлекательного назначения, придающие Hafen City статус культурного ядра города.

Особенность проекта Hafen City — тщательно проработанные управленческие механизмы. В отличие от общепринятой практики в мастер-плане отражены и схема будущего функционирования района, и технологии привлечения инвесторов, и контроль со стороны городской администрации за частными проектами. Участки под жилую застройку продаются на основе конкурса, но предпочтение отдается тому инвестору, который сможет предложить наиболее впечатляющие и разнообразные варианты, отвечающие интересам разных групп населения. Общая стоимость проекта — 6,3 млрд евро.

Мальме (Швеция)

Суть проекта: создание системы раздельного сбора и утилизации твердых бытовых отходов.

Семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. В многоквартирных домах сбор мусора происходит следующим образом: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т. п. Вредные отходы относят на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого — для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминесцентных ламп. Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, и за них выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета для, соответственно, прозрачного и цветного стекла.

Остин (США), Ульм (Германия)

Суть проекта: создание системы муниципальной аренды автомобиля.

Суть проекта Car2Go — создание муниципальной системы аренды автотранспорта. Пользователь в интернете определяет положение ближайшей к нему общественной машины, находит ее на улице и затем, используя установленный в салоне автомобиля терминал, авторизуется в системе. Человек пользуется автомобилем и оставляет, где ему удобно. Здесь автомобилем может воспользоваться следующий желающий. Система ежемесячно автоматически рассчитывает плату каждому пользователю. У пользователей есть альтернатива — выбрать мини-вэн, если нужно отвезти всю семью на пикник, или микролитражку для поездки в офис.