Посевы новой волны

С августа по октябрь 2010 года в России заявлено, начато или запущено почти 60 инвестиционных проектов на сумму 10,3 млрд долларов. По сравнению с предшествующим исследованием мы имеем 15-процентное падение по количеству проектов и 58–процентное падение по номинальному объему инвестиций. Какой вывод из этого можно сделать?

С августа по октябрь 2010 года в России заявлено, начато или запущено почти 60 инвестиционных проектов на сумму 10,3 млрд долларов. По сравнению с предшествующим исследованием мы имеем 15-процентное падение по количеству проектов и 58–процентное падение по номинальному объему инвестиций. Какой вывод из этого можно сделать?

Множество статистических показателей в экономике носят ярко выраженный сезонный характер — их значения в какие-то месяцы из года в год предсказуемо растут, в какие-то — не менее предсказуемо падают. Причины сезонности могут быть разными. Например, природно-климатическими (урожай собирают в конце лета и осенью), или календарными (замирание в торговле в праздники и каникулы), или даже бухгалтерскими (большая часть инвестиций фиксируется не во время их реального осуществления, а на момент закрытия годовых балансов предприятий). Закономерен вопрос: что мы увидим, если сделаем поправку на сезонность, точнее — устраним фактор сезонности с помощью статистических методов? Ответ очень простой: мы увидим тенденцию. В некоторых случаях она видна совершенно отчетливо, именно так обстоит дело и в нашем случае при расчете инвестиционной активности по числу проектов (см. график 1). Налицо небольшой сезонный спад инвестактивности и явный тренд к росту числа проектов.

Запутаннее ситуация с исчислением инвестиционной активности по объему вкладываемых средств. В нашем исследовании мы получаем поквартальный номинальный объем инвестиций простым сложением инвестиций по каждому из проектов. Сравнивать напрямую этот показатель данного квартала с показателем предыдущего не всегда корректно. Во-первых, в силу наличия заявленных, но не начатых проектов. Во-вторых, в силу того, что инвестиции по отдельным проектам в реальности размазываются на несколько лет. В первом нашем исследовании мы обещали читателям по истечении года наблюдений построить динамический ряд реальных инвестиций, подобно тому, как это делает Росстат. Для этого мы реконструировали распределение реальных инвестиций по временной шкале по каждому из найденных нами за год 196 проектов. И получили почти прямолинейный график с убывающим потоком инвестиций со скоростью примерно 3% в квартал. Однако необходимо было учесть и то, что с течением времени объем информации об инвестиционной активности предшествующих периодов увеличивается. Иными словами, с каждым новым исследованием мы умножаем свои знания по более ранним периодам, за счет чего по ним увеличивается и известный нам объем инвестиций. Наши попытки «поправить» данные с учетом сказанного пока не увенчались успехом: скорость роста инвестиций получается порядка 30–40% в квартал, что, по всей видимости, не соответствует действительности. Судя по всему, оценить рост (падение) реальных инвестиций по методологии нашего исследования мы сможем не ранее чем через два-три года после его начала. Пока же очевидно следующее.

Первое: реальные инвестиции имеют ярко выраженный сезонный характер, однако их сезонность (климатическая) отличается от той, что следует из данных Росстата (бухгалтерская). Второе: по состоянию на октябрь 2010 года мы имеем рост инвестиционной активности и рост объемов инвестиций.

Что посеешь, то и пожнешь

Основная выявленная нами тенденция — бурный рост количества инвестпроектов в агропроме и пищевой промышленности в конце прошлого лета — начале осени (см. график 2). С одной стороны, можно утверждать, что инвестиции хлынули в АПК и пищевку, потому что в этих отраслях у России есть конкурентные преимущества мирового уровня (те же черноземы и полноводные реки). С другой стороны, понятно, что инвестиции идут и в импортозамещающие производства, наиболее востребованные рынком и потребителями.

Если эта тенденция получит развитие, то можно будет с уверенностью говорить о том, что мы вступаем в очередной цикл развития экономики.

Этот вывод основан на исследовании инвестиционного процесса в Центральном федеральном округе в 1999–2008 годах, проведенном одним из авторов данного обзора — Василием Лебедевым. Результаты исследования показывают, что инвестиционная спираль раскручивается следующим образом: сначала массовые инвестиции приходят в пищевку (самую простую, некапиталоемкую и быстрооборачиваемую отрасль), затем — в производство стройматериалов, после чего — в машиностроение потребительской направленности (преимущественно в производство бытовой техники) и автопром. Что касается инновационно-емких отраслей, то за предыдущее десятилетие серьезных вложений в них не было. Запускались, конечно, отдельные проекты в фармотрасли и электронике, но они не стали признаком устойчивой тенденции.

Вполне вероятно, что новый циклический рост экономики пройдет по тому же инвестиционному сценарию. Таким образом, выявленный нами всплеск в АПК и пищепроме свидетельствует о приближении системной инвестиционной волны, которая затронет потребительские отрасли с более высокой добавленной стоимостью. А поскольку основным драйвером нынешнего всплеска в сельском хозяйстве и пищепроме служат дешевые деньги госбанков, возникает проблема переноса этих форм госстимулирования инвестиций в иные сектора экономики.

Агропром и пищепром

Итак, появился новый лидер. До этого момента три раза подряд в инвестобзорах пальма первенства по номинальному объему инвестиций принадлежала химпрому. Теперь агропром и пищепром лидируют не только по количеству проектов, как было прежде, но и по объему вложенных денег. На эти отрасли пришлось 22 проекта на сумму 3,7 млрд долларов — и по количеству, и по объему инвестиций это больше трети от всех проектов.

Новая отличительная особенность проектов АПК и пищепрома — высокая капиталоемкость. Если раньше средний объем инвестиций в один проект здесь составлял 80 млн долларов, а то и меньше, то сейчас превышает 160 млн долларов. Есть и вовсе выдающиеся примеры: скажем, агропромышленный холдинг «Мираторг» собирается вложить в новое строительство почти миллиард долларов — огромная сумма даже по мировым меркам.

АПХ «Мираторг», принадлежащий братьям Виктору и Александру Линникам, похоже, решил стать крупнейшим производителем мяса в России. Компания уже приступила к строительству ферм по разведению крупного рогатого скота в Брянской области. На очереди собственное комбикормовое производство и завод по убою скота. Все это потянет на 800 млн долларов. Комментарий Вадима Котенко, вице-президента по финансам компании «Мираторг»:

— По говядине это крупнейший проект в России. Сегодня только 2 процента поголовья можно отнести к мясным породам, остальные 98 процентов — низкопродуктивное молочное стадо, то есть производство говядины фактически является второстепенным процессом при производстве молока. При этом более 60 процентов поголовья и производства мяса в России приходится на личные подсобные хозяйства, которые неспособны обеспечить ни высокую товарность, ни стабильность поставок скота на бойни, ни стабильность качества. Мы же фактически первыми выйдем на этот рынок с крупными объемами и станем на нем лидером.

Если по говядине компания только собирается стать лидером, то на рынке свинины ее лидерство уже свершившийся факт. По данным Национального союза свиноводов за 2010 год, на рынке свинины доля «Мираторга» составляет 7,2% от всего производства индустриальной свинины (около половины от всего производства свинины, остальное приходится на личные подсобные хозяйства). Компания собирается построить еще четыре свинокомплекса в Курской области и девять — в Белгородской. Благодаря этим инвестпроектам в «Мираторге» планируют к концу 2012 года удвоить свою долю на рынке.

Пока в Брянской и Курской областях радуются первым значимым успехам в привлечении крупных инвесторов в сельское хозяйство, в Ставропольском крае уже происходит бурный рост производства. Ну где же развиваться этим отраслям, как не в южных регионах страны? Компания «Агрико» ввела в строй мясокомбинат стоимостью 40 млн долларов. С его запуском завершается формирование вертикально интегрированной цепочки — таким достижением не могут похвастаться даже лидеры отрасли. У «Агрико» есть собственные земли, где выращивается зерно, собственные элеваторы, где зерно хранится, комбикормовый завод, производящий комбикорма для свиней, выращиваемых в собственном свинокомплексе, а теперь появился и свой мясокомбинат, где свинина перерабатывается в колбасу, которая поставляется конечному потребителю. Компании понадобилось более десяти лет, чтобы выстроить цепочку.

Как известно, на сложных рынках, в условиях несформировавшихся прочных рыночных отношений игроки обычно стараются придерживаться самодостаточности в рамках одной вертикально интегрированной структуры, надстраивая в ней этаж за этажом и превращаясь, таким образом, в мощную, имеющую широкие лоббистские возможности бизнес-группу. Такова и российская специфика. Но приходящие к нам иностранцы привыкли к другому подходу в ведении бизнеса — к специализации в своей узкой нише, ведь им крайне сложно воздействовать на окружающую их институциональную среду. Вот только один пример из опыта германской Agravis Raiffeisen AG. (Заметим, к слову, что компания сейчас не имеет общих акционерных связей с банком Raiffeisen, хотя исторически бизнес обеих структур связан с Фридрихом Райффайзеном, принимавшим непосредственное участие в становлении их бизнесов в XIX веке.) Немецкие менеджеры из Agravis Raiffeisen начали строить небольшой комбикормовый завод на границе Ставропольского и Краснодарского краев и Ростовской области весной 2008 года. Заручились поддержкой местной администрации и думали, что все пойдет как по маслу. Но все оказалось не так гладко, хотя комбикормовый завод был запущен практически в срок. Конрад Фальк, гендиректор «Райффайзен Агро» (российская «дочка» Agravis Raiffeisen AG) никак не мог понять, почему его компания отсутствует в списках на получение льготных кредитов (см. «Чего не знал немец Фальк»), ведь местные чиновники обещали с этим помочь. Кредитов не было, а строительство комбикормового завода уже шло полным ходом на средства материнской компании. Фальк долго ходил по кабинетам, пытаясь дотянуться до обещанных денег, но так ничего и не добился.

Если в АПК доминируют российские структуры, которым проще добиться благосклонности и дешевых кредитов от госбанков, то в пищевой промышленности правят бал иностранцы. Отметим два крупных инвестпроекта, запущенных в Калужской области. Оба реализовали южнокорейские инвесторы: Korea Tobacco & Ginseng Corporation построила сигаретную фабрику за 160 млн долларов, а Lotte Confectionery — кондитерское производство за 100 млн. В продуктовой линейке табачной фирмы нет широко известных брендов, а вот Lotte Confectionery (входит в многоотраслевой конгломерат Lotte Group с ежегодным оборотом более 30 млрд долларов) является производителем широко известного в России глазированного шоколадного печенья Choco-Pie.

Почин южнокорейских коллег поддержали инвесторы из Великобритании и США. Речь идет о проектах транснациональных монстров, не первый год присутствующих на российском рынке. Британская SABMiller запустила новый пивоваренный завод в Ульяновске за 240 млн долларов, немного приблизившись ко второй компании на российском рынке — Anheuser-Busch InBev. А американская PepsiCo открыла в Азове Ростовской области новое производство чипсов. На рынке чипсов в нашей стране у PepsiCo нет серьезной конкуренции, а запуск нового завода продиктован желанием компании полностью обеспечить южные регионы собственными чипсами и не возить этот легкий продукт за тысячу километров, от чего существенно падает рентабельность продаж.

Еще один заметный проект реализует компания «СИ Групп», российско-итальянский производитель макарон. В городке Балашов Саратовской области строится совершенно новая макаронная фабрика, оснащенная даже мельничным производством. Комментарий гендиректора и совладельца «СИ Групп» Андрея Гурова:

— Вкус макарон определяется не столько количеством, сколько качеством белков. Состав итальянских макарон сбалансирован, содержит больше незаменимых, несинтезируемых организмом человека аминокислот. В селекции большинства советских сортов пшеницы внимание уделялось лишь количеству белков при, мягко говоря, спокойном отношении к их составу и качеству. Новые сорта пшеницы гораздо ближе по своему качеству к стандартам пшеницы для макаронных изделий, но их явно недостаточно для всего российского рынка. Поэтому нам самим приходится вкладываться в селекцию, в частности сотрудничаем с Институтом Юго-Востока — лидером в селекции твердых сортов пшеницы. Качество макарон определяется и технологической скрупулезностью при производстве как муки, так и макарон, для чего требуется самое современное оборудование.

Нефтепереработка и химпром

Отрасль — лидер предыдущих инвестобзоров на этот раз заняла второе место по показателю номинального объема привлеченных инвестиций (пять проектов на 2,7 млрд долларов).

В нефтеперерабатывающей отрасли, похоже, набирает обороты масштабная модернизация старых советских заводов. В частности, НПЗ активно инвестируют в новые установки, позволяющие резко увеличивать выход светлых нефтепродуктов, в первую очередь моторных топлив — качественного дизтоплива и авиакеросина, высокооктанового бензина. В большинстве своем такая модернизация является формой текущей деятельности (так называемая отложенная амортизация), поэтому соответствующие проекты мы не включаем в наш обзор. Однако в ряде случаев эта модернизация выходит за обычные рамки, поскольку сопрягается с использованием принципиально нового оборудования — и соответствующие проекты попадают в наш список. Таковы, например, инвестпроекты «ЛУКойла» в Кстове и компании «Альянс» на Хабаровском НПЗ. Каждый тянет больше чем на миллиард долларов. Продолжение и укрепление этой тенденции будет означать, что российские нефтяные компании повернутся лицом к конечному потребителю на внутреннем рынке. Это очень важно, ведь наш рынок бензина и авиакеросина скоро почти не будет отличаться от зарубежного — низкокачественное топливо в структуре потребления будет замещено высококачественным.

В обзор впервые за год наших исследований попали два проекта из сегмента %