Премьер-министр РФ Владимир Путин в середине января на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым призвал антимонопольное ведомство продолжить контроль над тарифами на роуминг сотовых операторов. Впервые эта тема была поднята ФАС в октябре 2010 года (см. «Косметическое снижение космических цен» в «Эксперте» № 42 за 2010 г.), чиновники провели расследование, обнаружили, что тарифы завышены, и пообещали оштрафовать «большую тройку». Операторы тут же объявили о снижении тарифов, но, увы, прежде всего внутрироссийских, а также в странах СНГ, где у них есть сети. У операторов две отговорки. Первая — не очень серьезная: от стоимости минуты роуминга они получают всего 20–30%. Но при цене минуты входящего звонка в США 149 рублей, а в Европе около 70 рублей оператору достается в 100 раз больше, чем при обычных внутрирегиональных звонках. О грабительских тарифах при роуминге передачи данных операторы предпочитают молчать. Второй довод операторов — и он заслуживает внимания: им трудно договариваться с зарубежными партнерами о взаимных скидках. У нас большой дисбаланс трафика: из России за рубеж едет много людей, и большинство из них пользуется сотовой связью за границей; к нам же не приезжает почти никто.
После нынешней встречи главы ФАС и премьера операторы взяли на себя новые обязательства. Первое — информировать абонентов, находящихся в роуминге, о тарифах и сообщать, когда их баланс приближается к нулю (положение усугубляется тем, что счета за роуминг российским операторам приходят не сразу, поэтому они могут лишь примерно, по потребляемому трафику, оценивать расходы абонента). Вторая инициатива, которую ввела компания МТС, — по кредитным тарифным планам установить при роуминге верхнюю границу — 35 тыс. рублей. И себя обезопасить, и абонентов. Интернет пестрит историями, когда ребенок со смартфона наигрывал в роуминге в онлайн-игры на сотни тысяч рублей. А ведь в отличие от наговоренных минут оценить объем трафика передачи данных — а именно он в последнее время уводит абонентов в страшный минус при роуминге — простой обыватель не в состоянии.
Относительно дальнейшего снижения тарифов компании пока отделались обещаниями. Но, судя по всему, ФАС так дело не оставит.
Этот случай интересен тем, что, пожалуй, впервые в сфере телекоммуникаций государство озаботилось правами абонента, повышением доступности услуг. И это должно стать трендом.
Сотовые компании любят говорить, что на их рынке свободная конкуренция, что цены на их услуги за последнее десятилетие упали в разы и т. д. Действительно, мобильная связь — это первая и последняя массовая высокотехнологичная услуга, которую россияне получили за последние двадцать лет. Базовые станции сотовой связи — подчас единственный признак цивилизации среди дорожной хляби и покосившихся дверей сельпо. Но, во-первых, есть она не везде. Пытаясь применить свой журналистский авторитет, я несколько лет уговаривала «большую тройку» поставить базовую станцию близ деревень Жилое и Польское Липецкой области, где живут мои родственни
Читать материалы в полном объеме могут только те, кто оформил платную подписку на ONLINE-версию журнала.
«Роснефть» обрела стратегического партнера — транснациональный холдинг British Petroleum, после аварии потерявший для себя Мексиканский залив как главный регион добычи нефти