Qiwi соберет по миру мелкие деньги

Русский бизнес
Москва, 24.01.2011
«Эксперт» №3 (737)
Qiwi Ltd продала пакет акций японской Mitsui & Co., чтобы ускорить свою экспансию на международном рынке моментальных платежей

Фото предоставлено Qiwi

«Нам не нужен инвестор, который просто вошел бы в долю и сидел сложа руки, мы хотим, чтобы партнер активно участвовал в развитии бизнеса», — сказал президент Qiwi Ltd., лидера российского рынка моментальных платежей, Андрей Романенко на пресс-конференции, посвященной сделке по продаже 14,9% акций компании японской Mitsui & Co. Ltd. Новый инвестор Qiwi Ltd. — многопрофильный холдинг с выручкой 4,1 трлн иен (32,8 млрд евро), его интересы простираются от разработки природных ресурсов, автомобильной и судостроительной промышленности до логистики и рынка потребительских услуг.

Сделка состоялась в конце декабря, и теперь, после пропорциональной продажи акций владельцами, на долю менеджмента Qiwi Ltd. приходится 63,7%, на Mail.ru Group — 21,4%. Сумма сделки, как и количество представителей Mitsui в совете директоров, не разглашается. Аналитики «Финама» полагают, что речь может идти о 60–80 млн долларов.

Стратегические интересы

«У Qiwi Ltd. достаточно собственных средств для развития бизнеса», — еще раз подчеркнул Андрей Романенко стратегический, а не финансовый характер сделки с японцами. Действительно, оборот компании в 2009 году составил 334 млрд рублей, чистая прибыль — 467 миллионов. А в первом полугодии 2010 года чистая прибыль достигла 522 млн рублей.

Правда, в 2010 году резко замедлился рост компании: выручка, по оценкам, выросла всего на 10% против 40% годом ранее. По мнению Бориса Кима, председателя комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), это не удивительно, поскольку рынок моментальных платежей близок к насыщению. Сейчас его оборот составляет более 700 млрд рублей, за год он вырос всего на 8%. При этом рынок консолидирован: Qiwi принадлежит 45%, еще почти столько же делят компании «Киберплат» (23%), «Элекснет» (7%) и «Евросеть» (6%).

Неплохую перспективу для Qiwi в России представляет лишь рынок электронных денег, на котором компания развивает проект «Qiwi Кошелек». В 2010 году оборот этого рынка, по данным Ассоциации участников рынка электронных денег, достиг 55–60 млрд рублей, из которых у Qiwi более 45% (еще 45% — у WebMoney и «Yandex.Деньги»). При этом темпы роста электронных денег в России, сопоставимые сейчас с темпами роста рынка моментальных платежей, по прогнозам экспертов, будут расти. Компания планирует зарабатывать также за счет повышения капитализации самих терминалов — реклама на терминалах, приносящая сейчас 18% выручки, через три года должна приносить 50%.

Между тем за рубежом еще можно заработать на моментальных платежах. По словам Бориса Кима, платежные терминалы — российское ноу-хау, такой способ оплаты в мире практически не представлен. Поэтому Qiwi и нацелилась на ускорение темпов роста на интернациональных рынках. Если сейчас международный бизнес приносит Qiwi более 25% выручки, то в течение нескольких лет эта доля достигнет половины, рассчитывает Андрей Романенко.

В компании сочли, что этому поспособствует наличие партнера с мировым име

У партнеров

    «Эксперт»
    №3 (737) 24 января 2011
    BP и "Роснефть"
    Содержание:
    Гольфстримом принесло

    «Роснефть» обрела стратегического партнера — транснациональный холдинг British Petroleum, после аварии потерявший для себя Мексиканский залив как главный регион добычи нефти

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Наука и технологии
    Культура
    Экономика и финансы
    Русский бизнес
    Экономика и финансы
    На улице Правды
    Реклама