Нужны новые идеи

Эльмира Веселова
31 января 2011, 00:00

В повестке двух последних красноярских экономических форумов федеральная тематика преобладала над региональной. Сегодня форум ищет в регионах новые идеи, чтобы вывести их на федеральный уровень

Фото: Борис Барышников
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов (на фото справа) на одном из инновационных предприятий региона

Красноярский экономический форум за восемь лет своего существования превратился в одну из авторитетнейших дискуссионных площадок российской экономической мысли. В его рамках ежегодно обсуждаются наиболее актуальные вопросы дальнейшего социально-экономического развития и страны в целом, и Сибири в частности. О тематической эволюции форума, о наиболее актуальных проблемах нынешней повестки дня в интервью «Эксперту» рассказал губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

Лев Владимирович, каким образом формируется тематика форума, почему в последнее время она больше затрагивает общефедеральные, а не сибирские проблемы?

Первый форум состоялся в 2004 году по инициативе команды Александра Хлопонина. Это был период стратегических решений, которые закладывали основу экономического и политического развития региона на многие годы вперед. В крае тогда разрабатывались крупнейшие инвестиционные проекты общероссийского масштаба, реализация которых, кстати, стала одной из главных причин образования в 2005 году единого субъекта федерации в составе Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

Соответственно, основным содержанием первых форумов стали вопросы привлечения инвестиций, планы индустриального освоения новых территорий Сибири, государственно-частного партнерства. Причем с самого начала мы старались задать высокую планку и по уровню обсуждения, и по постановке актуальных проблем, и по результатам.

С 2007 года содержание КЭФ изменилось. Он стал называться не инвестиционным, а экономическим, получил общероссийский статус и официальную поддержку правительства России. Это стало следствием интереса к форуму со стороны экспертного сообщества и деловых кругов из самых разных регионов страны. Кроме того, масштаб проектов, обсуждаемых на форуме, неизбежно выводит дискуссию на вопросы общефедеральной экономической политики. Считаю, что именно связь региональных и федеральных вопросов составляет одно из сильных преимуществ КЭФ.

Что касается программы форума, то ее предварительный вариант готовится экспертами, пул которых сформировался в предыдущие годы, обсуждается в правительстве края, на консультациях в полпредстве Сибирского федерального округа. А окончательную концепцию форума утверждает оргкомитет, в состав которого входят представители федеральных министерств, а возглавляет его заместитель председателя правительства России, министр финансов Алексей Кудрин.

Кстати, в этом году в программе будет усилена региональная составляющая, поскольку на уровне субъектов федерации возникает потребность в новых идеях. Это касается и привлечения инвестиций, и актуальных проблем энергетики, нефтегазового комплекса, внешней торговли, инновационной инфраструктуры. Мы намерены рассмотреть опыт сибирских и других регионов в здравоохранении, образовании, в организации городской среды. В то же время общее направление дискуссий будет задано вопросами, касающимися всей российской экономики. Главная тема предстоящего форума — настройка системы управления экономикой и социальной сферой в связи с уроками кризиса и задачами модернизации страны.

Если все же обратиться к сибирской специфике (слабые инфраструктурные связи, огромные расстояния и холодный климат), то федеральные векторы развития приобретают здесь особые черты. Вы можете охарактеризовать их применительно к реалиям Красноярского края?

— Когда речь идет о диверсификации экономики, а именно эта задача сегодня обретает общефедеральное значение, необходимо рассматривать реализацию общероссийской стратегии в рамках экономических реалий и традиций каждого региона. В случае Красноярского края это, безусловно, сырьевая насыщенность, — нефть, газ, уголь, цветные металлы, лес, — а также ключевое значение развитого энергетического комплекса. Этот базис обусловливает наличие надстройки в виде традиционных производственных комплексов, профессиональных школ с налаженной системой притока кадров.

Параллельно с традиционными отраслями, которые активно модернизируются, развиваются новые мобильные бизнесы, как правило, в качестве сервисных производств с ярко выраженной инновационной составляющей, способные создавать уникальный конкурентоспособный продукт. Таким образом, возникает своеобразная производственная цепочка, некая синергия, которая является особенностью региональной экономической модели. Конкретный пример: регион многие десятилетия удерживает ключевую позицию в аффинажном производстве. Причем вокруг старого Красноярского завода цветных металлов растут новые, инновационные производства: например, уникальное для нашей страны производство автомобильных катализаторов.

Если говорить об организации комфортной среды проживания, то важно понимать следующее: у нас в крае помимо традиционных поселений в центральной, южной, западной и восточной частях региона, которые должны идти вперед, как и многие другие субъекты России, есть северные населенные пункты, развитие которых требует особой траектории.

Безусловно, традиционные города Севера должны сохранить сформированную идентичность, но неработающее население должно переезжать отсюда на юг и в центральные районы края. Наши северные города должны стать более компактными, комфортными, адекватными экономическим и геополитическим задачам, стоящим перед ними. В то же время новым населенным пунктам, возникающим рядом с новыми производствами, суждено жить по вахтовому сценарию, при обязательном условии создания в них комфортных условий.

Еще один важный вопрос — организация жизненного пространства коренных поселков. В их отношении предстоит найти разумный баланс между традиционным жизненным укладом и возможностями современной цивилизации.

Каким образом в таком большом регионе, как Красноярский край, решаются вопросы эффективности и доступности социальной сферы?

— Остановлюсь подробнее на здравоохранении и образовании, поскольку именно эти отрасли служат примером новой стратегии повышения доступности и качества социальных услуг. Край участвует в федеральном проекте модернизации системы здравоохранения, подразумевающем создание дополнительного — пятого — уровня межрегиональных медицинских центров в крупных городах (Ачинске, Канске, Норильске). Предположительно в течение двух лет мы получим из федерального бюджета порядка девяти-десяти миллиардов рублей на эти цели. Многоуровневая система практически уже выстроена в крае в кардиососудистой хирургии. Высшее звено здесь — федеральный кардиологический центр, построенный и открывшийся в Красноярске. Среднее звено — районные центры, первый из которых тоже открылся в столице края. В ближайшее время они появятся в межрегиональных центрах по восточному, западному и северному направлениям. Такая же схема сейчас формируется в перинатальной медицине и онкологии. Все звенья взаимосвязаны. Большую роль здесь играет информатизация процесса оказания медицинских услуг и телемедицина — возможность получения высококвалифицированной консультации в любое время в самом удаленном районе края.

В системе образования ключевая задача — ориентация на дальнейшую успешную профессиональную деятельность нынешних студентов и школьников. Именно поэтому особенность региональной системы образования — привязка к реальным проектам экономики края. Если в районе развито лесное хозяйство, значит, именно здесь необходимо наличие учебных центров по подготовке профильных специалистов. Если мы строим алюминиевый завод в Нижнем Приангарье, то расположенный поблизости Канск берет на себя новую миссию профессиональной ориентации. Таким образом, образовательный процесс организует в единую логическую цепочку экономическую стратегию развития региона, миссию городов, профессиональную востребованность и успешность населения.

А как край выстраивает межрегиональные взаимоотношения? Недавно было подписано соглашение о сотрудничестве с Ямало-Ненецким автономным округом. Есть ли подобные соглашения с другими регионами? По каким направлениям происходит взаимодействие?

— Соглашение о сотрудничестве Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа было подписано в июле 2010 года в ходе XIV Петербургского международного экономического форума. В перечне ключевых направлений взаимодействия нашла свое отражение общность двух регионов в плане климатических условий, наличия общей административной границы, роли добывающей промышленности в экономике. Мы планируем взаимодействовать в вопросах поддержки коренных малочисленных народов Севера, в том числе через развитие оленеводства, рыболовства, иных традиционных промыслов. Совместные проекты появятся в сфере природопользования и освоения природных ресурсов, в том числе в рамках реализации программы комплексного освоения месторождений углеводородного сырья ЯНАО и севера Красноярского края. Мы намерены актуализировать обмен опытом в системе образования. Главной темой здесь станет обеспечение равного доступа к обучению жителей отдаленных и труднодоступных районов.

Всего заключено 34 соглашения о сотрудничестве между Красноярским краем и другими российскими регионами. По нашему опыту скажу, что подобный формат сотрудничества действительно способен активизировать социально-экономические, торговые и культурные связи. В рамках Красноярского экономического форума планируется подписание соглашений о сотрудничестве с Ханты-Мансийским автономным округом — Югрой, ряда документов в сфере межрегионального сотрудничества с Республиками Ингушетия, Северная Осетия — Алания, Якутией и городом-курортом Анапой.

Но, безусловно, межрегиональное сотрудничество не ограничивается подписанием деклараций. В рамках форума запланирован ряд крупных мероприятий, имеющих большое значение не только для края, но и для Сибирского федерального округа, а также страны в целом. Ключевыми событиями станут заседание совета СФО по теме «Инвестиционное обеспечение проектов, предусмотренных программой социально-экономического развития Сибири до 2020 года», расширенное заседание координационного совета отделений Российского союза промышленников и предпринимателей в СФО, выставка «Эффективный город».

По сложившейся традиции в работе форума принимают участие все регионы Сибири, а также субъекты федерации из других федеральных округов. Мы постараемся максимально эффективно использовать возможности КЭФ как дискуссионной площадки федерального значения.

Красноярск