Причал для правильных акционеров

Русский бизнес
Москва, 31.01.2011
«Эксперт» №4 (738)
Крупнейший в стране Новороссийский порт поменял владельцев: теперь он, как и Приморский порт на Балтике, принадлежит госмонополии «Транснефть» и частной компании «Сумма Капитал»

Фото: ИТАР-ТАСС

Закрыта самая масштабная за всю российскую историю сделка с портовыми активами. Ее объектами стали ключевые логистические предприятия страны: первый на Балтике Приморский порт, специализирующийся на экспорте нефти и нефтепродуктов, и диверсифицированный, самый крупный на Черном море и во всей России, Новороссийский порт. В результате сделки эти активы были объединены в рамках одной компании. Ее новый контролирующий акционер — альянс трубопроводной госмонополии «Транснефть» и частной компании «Сумма Капитал» (основным владельцем считается Зиявудин Магомедов). В результате сформирована стивидорная компания, контролирующая около трети всех внешнеторговых морских перевозок в России.

Портовая монополия «Транснефти»

О готовящейся беспрецедентной сделке было объявлено в сентябре прошлого года. Специалистам участников представлять не надо: «Сумма Капитал» де-факто контролирует операционную деятельность Приморского порта, которым уже восемь лет владеет в паре с «Транснефтью». Последняя имеет доли еще в нескольких действующих и строящихся нефтеналивных терминалах и участвует в управлении ими. Несмотря на это, желание компаний создать портовый мегахолдинг национального масштаба стало для многих игроков и аналитиков неожиданностью. Дело в том, что «Сумма Капитал» прежде всего диверсифицированная инвестиционная группа, имеющая крупные активы в совершенно разных отраслях, а «Транснефть» раньше не приобретала крупные бизнесы, далекие от трубопроводного.

Купленный ими Новороссийский порт — это не только самый крупный, но и самый сложный комплекс. В его составе нефтеналивной, мазутный, зерновой, контейнерный и другие терминалы, предприятия по обработке лесоматериалов, ремонтный завод и даже собственный флот. На рынке услуг по перевалке многих крупнотоннажных грузов Новороссийск один из лидеров, а в сегменте зерновых и сахара — доминирующий игрок.

И для «Транснефти», и для «Суммы Капитал» это качественный скачок в развитии своих транспортных бизнесов. Для «Транснефти» сделка к тому же имеет и важное практическое приложение: Новороссийский нефтеналивной терминал был единственным из крупных в России, в управлении которым компания никак не участвовала. Теперь же любые экспортные нефтепоставки (Белоруссия — не в счет), даже если они осуществляются силами железнодорожников, мимо «Транснефти» не пройдут.

Необычным оказался и формат сделки, которая включала две взаимоувязанных операции. Владеющий Приморским торговым портом (ПТП) альянс трубопроводной монополии «Транснефть» и частной компании «Сумма Капитал» продал 100% акций своего актива Новороссийскому морскому торговому порту (НМТП) за 2,15 млрд долларов. Вырученные деньги тут же были потрачены на покупку доли в офшорной компании Kadina Ltd, являющейся держателем 50,1% акций самого НМТП. Таким образом, альянс «Транснефти» и «Суммы Капитал» смог поглотить более крупный актив, не потратив ни копейки собственных средств.

Миноритарии недовольны

Несмотря на специальное road-show, проведенное перед сделкой, из 14% акций, ко

Новости партнеров

«Эксперт»
№4 (738) 31 января 2011
Взрыв в Домодедово
Содержание:
Русский бизнес
Экономика и финансы
На улице Правды
Реклама