Шоколатье закидывают сети

Русский бизнес
Москва, 07.02.2011
«Эксперт» №5 (739)
В России формируется новая отрасль — производство ремесленного шоколада. При этом местные бизнес-проекты быстро перерастают в федеральные сетевые структуры

Фото: Алексей Майшев

— Из какого шоколада сделаны эти трюфели?

— Думаю, что из темного.

— Да нет, я имею в виду марку, поставщика.

— Ой… Не знаю. Сейчас позвоню на производство! — Продавщица московской кондитерской «Волконский» исчезла в глубине служебного помещения. — Вот, — запыхавшись прибежала она обратно, — фирма Cacao Barry, французская, я сейчас напишу название. Вам понравились конфеты? В цехе сказали, что шоколад очень хороший, с ним приятно работать.

Название фирмы мне ничего не говорило, но открытость заведения понравилась. Вообще-то, я уже столкнулась с тем, что не каждый производитель ремесленного шоколада в России, а речь идет об этом нарождающемся сегменте, готов рассказать, «откуда дровишки». И это наводит на размышления. Как объяснил один из участников рынка, для подтверждения качества такого эксклюзивного продукта мало даже сказать, что он сделан из натурального сырья, важно, откуда именно бобы: «Это как с кофе: можно взять упаковку за сто рублей, и там тоже будут натуральные зерна, а можно взять за сто долларов — вкус будет разный».

И правда, после дегустационного тура по нескольким шоколадным бутикам я уловила разницу. Но интереснее было даже другое. Через пару дней я не без труда нашла в супермаркете коробку хорошего шоколада советского образца, то есть выпущенного по ГОСТу. И с удивлением обнаружила, что он как-то «не идет». (Хотя продукт честный, что в наше время редкость и за что отдельное спасибо фабрике им. Н. К. Крупской.) Вместо этого хочется опять пойти и купить хотя бы одну конфету ручной работы.

Именно такой эффект на массового российского покупателя рассчитывают произвести и инвесторы новой шоколадной отрасли. Лукавства здесь никакого: они сами первые пали жертвой вкусового шока — кто после путешествий по Европе и посещения тамошних кондитерских, а кто уже здесь, вкусив продукции отечественных шоколатье-первопроходцев. Поэтому, притом что массовый покупатель пока не понимает, о чем вообще идет речь, притом что доля рынка близка к нулю (менее 0,1% рынка шоколада), невзирая на кризис, число таких проектов растет.

«Я попробовал шоколад ручной работы на выставке “Продэкспо” и увидел, насколько это отличается по качеству от обычного шоколада», — вспоминает Антон Куликов, бывший дистрибутор мировых кондитерских брендов, основавший в 2008 году в Казани марку Ritchis. «Не думаю, что это может быть сейчас основным бизнесом, который кормит. Но я верю в будущее этого рынка и этого продукта», — рассуждает Михаил Белобабов, основавший марку Couverture в Перми. «Сейчас можно говорить о том, что бизнес будет работать в ноль, хотя еще два года назад об этом не могло быть и речи. Но это не обычный бизнес: чтобы иметь в нем успех, надо отдать ему всего себя», — считает Дмитрий Матейчик, директор проекта chocolatier.ru, занимающегося консалтингом и поставками сырья для производителей ремесленного шоколада.

Одной из особенностей развития этого бизнеса в России стало то, что в поисках спроса шоколатье двинулись за пределы своих регионов, открывая повсеместн

Новости партнеров

«Эксперт»
№5 (739) 7 февраля 2011
Беспорядки в Египте
Содержание:
От фараонов к имамам

Итогом египетской революции может стать не демократизация, а исламизация страны. Некогда оплот секуляризма на Ближнем Востоке, Египет рискует превратиться в колоссальный источник региональной нестабильности

Международный бизнес
Реклама