Деньги спустятся в метро

14 февраля 2011, 00:00
Фото: Александр Иванюк
Скандалы в московской подземке выплеснулись на поверхность

В Московском метрополитене грандиозные перемены. На днях уволен прежний начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев, руководивший подземкой с 1995 года. Его кресло занял выходец из РЖД начальник Калининградской железной дороги Иван Беседин. Отставке Гаева предшествовали проверки, выявившие многочисленные нарушения, досталось ему и от мэра Москвы Сергея Собянина. Выяснилось, что планы развития метро не обеспечены проектной документацией, не созданы заделы на будущее: в 2011 году планировалось построить 4 км линий, столько же в 2012 году, а в 2013 году — ноль. Всего за последние 20 лет в Москве проведено 25 км подземки.

Новая московская администрация намерена резко ускорить развитие метрополитена — стратегически важного для города общественного транспорта. «Надо развернуть работы по максимуму. Жителям интересны не наши подземные ковыряния, а выход», — заявил мэр. Сейчас протяженность столичной подземки составляет около 300 км. Однако, заявляют специалисты, «сеть настолько слаборазвита, что фактически метро в Москве нет. При нынешней численности населения городу требуется полторы тысячи километров линий». До 2015 года планируется проложить около 50–70 км. «Уже разработаны типовые проекты станций, которые, по экспертным оценкам, позволят снизить сроки и стоимость строительства примерно на 20 процентов. Идет подготовка территорий, освобождение площадок», — рапортовал на днях руководитель «Метрогипротранса» Николай Шумаков.

В этом году на строительство метро выделено 50 млрд рублей из городского бюджета. И это не предел, поскольку к финансированию проектов могут подключиться федеральные власти, отстранившиеся от участия в развитии московской подземки во времена Лужкова. На львиную долю заказов по строительству метро претендует компания «Мосметрострой», крупнейший игрок в этой сфере, построившая 177 станций и 300 км линий.

Кстати, и вокруг «Метростроя» заворачивается лихая интрига. Недавно «Росимущество» продало на аукционе 100-процентный пакет акций компании. Аукцион обернулся скандалом. Победителем торгов стал «Центрстрой», заплативший за лакомый актив 7,6 млрд рублей. Владельцы «Центрстроя» спрятаны в офшорах, однако, по слухам, это альянс высокопоставленных чиновников Минрегиона и Сбербанка. При этом другие претенденты к участию в торгах не были допущены. В частности, Группа E4 Михаила Абызова, НПО «Мостовик», ЗАО «Фирма “Мидинвест”» (Midland Group) и одно физлицо. За полчаса до начала аукциона выяснилось, что пропуска на этих представителей не заказаны и они не могут попасть в зал торгов.

Теперь обделенные претенденты оспаривают итоги аукциона в суде и уже добились на этом поприще некоторых успехов. Недавно суд запретил «Росимуществу» передавать акции «Мосметростроя» в собственность «Центрстроя», а также вносить какие-либо изменения в реестр акционеров до завершения разбирательств, которые могут затянуться на неопределенный срок. Стоит заметить, что затягивание судебного процесса может сыграть на руку конкурентам «Мосметростроя». В Москве есть несколько компаний, имеющих обширный опыт подземного строительства, например «Трансинжстрой» и «Ингеоком». Не исключено, что эти структуры попытаются воспользоваться неопределенностью и оттянуть часть перспективных заказов на себя.