Пекин уходит под землю

Валентин Мальцев
14 февраля 2011, 00:00

Чтобы избавиться от пробок, в китайской столице собираются строить подземные дороги

Город китайских императоров задыхается от дорожных заторов. Практически ежедневно в Пекине и на подступах к нему движение бывает парализовано, а в воздухе висит удушающее марево выхлопных газов. По данным компании IBM, Пекин (наряду с Мехико) сильнее всех других городов мира страдает от заторов. Ежедневно в китайской столице фиксируется более сотни пробок, и раз в несколько дней город встает намертво, превращаясь в одну большую парковку.

Своего рода рекорд был установлен 13 августа 2010 года, когда из-за локальных ремонтных работ намертво встал 100-километровый участок трассы Пекин—Тибет. Десятидневный ад показал властям: если не принять срочных мер по борьбе с пробками, экономике и людям может быть нанесен непоправимый вред.

Борьба с дорожными заторами приняла в китайской столице весьма своеобразный характер. Основной упор был сделан вовсе не на развитие так называемых интеллектуальных систем контроля за движением вроде «Яндекс.Карт» и устройство новых развязок поверх существующих. Здесь решили проложить тоннели и ввести квоты на продажу новых транспортных средств.

Пекинские власти хотят убрать под землю все автомобили и грузовики, работающие на обычном углеводородном топливе. Для этого предполагается построить самую протяженную в мире сеть тоннелей. На «солнечной» стороне Пекина останутся лишь автобусы, такси и скутеры, оснащенные электродвигателями, а также велосипеды и рикши. Частный легковой транспорт сможет выезжать из тоннелей исключительно для парковки на мегастоянках, которые появятся по всему городу.

Задача амбициозная и требует огромных финансовых вливаний. Но деваться Пекину некуда: по городу уже ездит 5 млн машин, и к 2015 году их количество удвоится. Еще в 2009 году Китай, на 33% увеличив объем продаж автомобилей, обогнал по этому показателю США. Рекорду помогло государство, которое долгие годы ставило своей задачей повысить доступность личного транспорта (скажем, автомобиль Chery QQ продается в салоне за 4,5 тыс. долларов). О том, что стимулирование развития автопрома может привести к коллапсу транспортной системы, похоже, никто не задумывался.

А между тем коллапсом проблема не ограничивается: чудовищные пробки усугубили и без того тяжелую ситуацию с экологией китайского мегаполиса.

Объем ежедневных выбросов в атмосферу газов и тонкой пыли здесь такой, какой в европейских столицах накапливается за неделю. Поэтому мэр Пекина Го Цзиньлун рассчитывает оставить наземную часть города доступной только для пешеходов, велосипедистов, а также экологически чистого и, что важно, тихого транспорта (шум — еще одна серьезнейшая проблема китайской столицы).

Начнется реконструкция города со строительства 26 тоннелей. Первое кольцо будет проложено вокруг главной городской площади Тяньаньмэнь и исторического центра Пекина. На подземный уровень опустятся не только дорожные развязки, но и торговые центры и офисы. Открытым, правда, остается вопрос, как столь долгое пребывание под землей отразится на здоровье граждан. Еще хуже другое: ряд экспертов полагает, что от пробок таким образом избавиться не удастся, заторы опустятся «этажом ниже», и люди будут вынуждены часами простаивать в загазованных тоннелях.

Го Цзиньлун настроен более оптимистично: он говорит, что горожане в свободное от работы время смогут гулять по новым паркам, которые появятся вместо автострад, и это должно компенсировать недостаток солнца «подземным» людям.

Впрочем, спорные планы существуют лишь на бумаге, а пока население ограничивают в возможностях покупки собственного транспорта. С начала 2011 года в Пекине запрещено продавать более 20 тыс. легковых автомобилей в месяц. Для потенциальных покупателей решили устраивать лотереи. Выиграл — можешь купить машину, нет — жди своей очереди. Первая такая лотерея состоялась 26 января. Началось мероприятие (его показывали по центральному телевидению) в 10 утра в здании Пекинского муниципального комитета по делам транспорта. Из 210,178 тыс. желающих только 17,6 тыс. получили заветные автомобильные номера.

Приобретать машины для государственных нужд разрешено лишь полицейским и военным. Другие госслужбы не смогут этого сделать еще как минимум пять лет. Автомобилям с провинциальными номерами запретили ездить по Пекину в часы пик.

Подобные меры, как показывает опыт, могут оказаться вполне эффективными. Например, ограничения на приобретение автомобильных номеров еще в 1980 году ввел Шанхай. И хотя тамошнее население превышает пекинское, страшных проблем с пробками пока нет: транспорта зарегистрировано втрое меньше.

Столичные власти запретами и прожектами не ограничиваются: борьбе с пробками должно помочь и расширение метрополитена. Так, 30 декабря открыли сразу пять новых линий пекинской подземки. Они соединяют город с пригородными районами. Общая длина новых веток 108 км, инвестиции в их строительство превысили 9 млрд долларов. Протяженность пекинского метрополитена составила 336 км (теперь он на 35 км длиннее московского), ежедневно подземка перевозит до 5 млн пассажиров.