Попасть в десятку

Вадим Пономарев
21 февраля 2011, 00:00

Объединение ОАО «СИБУР — Русские шины» и шинного бизнеса «Татнефти» поможет потеснить иностранцев на российском шинном рынке и создаст компанию, которой окажется по силам войти в десятку крупнейших мировых шинных производителей

Фото предоставлено компанией ОАО «СИБУР-Русские шины»
Вадим Гуринов

В прошлом году российский шинный рынок вырос почти на треть (наибольший интерес у потребителей вызывают шины среднего ценового сегмента). Привлекательность этого рынка такова, что в России уже открыли свои шинные заводы Nokian, Michelin, строит Yokohama, готовятся Goodyear и Continental.

Но российские шинники свои позиции иностранцам уступать не хотят. Поэтому осенью прошлого года два крупнейших отечественных игрока — «СИБУР — Русские шины» (СРШ, входит в «СИБУР») и «Нижнекамскшина» (НКШ, входит в «Татнефть») объявили о слиянии. Но для того чтобы успешно конкурировать с иностранными шинниками, нужен технологический прорыв. Поэтому в декабре прошлого года был подписан меморандум о вхождении в российский шинный бизнес итальянского гранда мирового шинного рынка Pirelli и владельца основных российских автозаводов — госкорпорации «Ростехнологии». О том, как на основе российских активов будет создан высокотехнологичный национальный шинный холдинг, рассказывает генеральный директор ОАО «СИБУР — Русские шины» Вадим Гуринов.

 На какой стадии сейчас находится создание объединенной шинной компании?

— Завершена оценка активов, определены пути оптимизации производственных мощностей и трудовых коллективов, продолжаются переговоры с компанией Pirelli и госкорпорацией «Ростехнологии». Но самое главное — сделка по слиянию шинного бизнеса «Татнефти» и ОАО «СИБУР — Русские шины» в конце декабря прошлого года получила одобрение правительственной комиссии под председательством премьер-министра Владимира Путина. Поэтому мы планируем, что в первом полугодии этого года будет подписана вся документация и стороны приступят к закрытию сделки.

Чем обеим сторонам выгодно объединение?

— Мы сможем сконцентрироваться на научно-технических разработках и целенаправленно инвестировать большие суммы в разработку новой продукции. За счет этого появится возможность расширить свою продуктовую линейку в легковом сегменте, дополнив ее производством шин 17–20 дюймов, которые относятся уже к премиальному классу. И через некоторое время российская объединенная шинная компания сможет войти в десятку крупнейших шинных концернов мира

То есть главный конкурент — это иностранные производители шин?

— Сейчас мы фактически распыляемся на ненужную конкуренцию друг с другом. Обе компании обладают технологиями и оборудованием, позволяющими выпускать и легковые, и грузовые шины субпремиального сегмента. Но доминируют в этом сегменте на российском рынке пока зарубежные производители шин.

В чем привлекательность альянса с итальянской Pirelli и госкорпорацией «Ростехнологии»?

— «Ростехнологии» являются контролирующим акционером АвтоВАЗа и КамАЗа. И присутствие госкорпорации в капитале объединенной компании обеспечит дополнительные возможности по сохранению объемов комплектации нашими шинами этих автозаводов и стабилизации наших планов развития. Pirelli интересна как технологический партнер и инвестор, который может помочь выйти в премиальный сегмент.

Как известно, контрольный пакет объединенной компании будет принадлежать «Татнефти», оперативное управление — на первом этапе в основном менеджерской команде СРШ. С чем это связано?

— Компания «СИБУР — Русские шины» в плане повышения эффективности шинного бизнеса сделала многое. За пять лет из разрозненных активов нам удалось создать высокоэффективное предприятие с прозрачной системой корпоративных отношений, предприятие, работающее по стандартам международной финансовой отчетности. Поэтому стороны рассчитывают, что показатели рентабельности объединенной компании в результате запланированной интеграции будут не сильно уступать показателям ведущих мировых шинных производителей.

Объединенная компания будет зарегистрирована в Татарстане?

— В Москве сохранится большинство функций корпоративного центра объ­единенной шинной компании, но зарегистрирована она будет действительно в Татарстане. Благодаря целенаправленным усилиям руководства Республики Татарстан и нефтяной компании «Татнефть» «Нижнекамскшина» в последние десять лет превратилась в одну из ведущих шинных компаний России с большим заделом для дальнейшего развития. Мы надеемся, что объединенная шинная компания позволит раскрыть потенциал шинного бизнеса «Татнефти» и СИБУРа в полном объеме.

А что это даст Татарстану?

— Появление крупного национального производителя шин окажет, несомненно, позитивное влияние на экономику и инвестиционный климат Республики Татарстан. Операционные синергии, которые появятся в результате объединения, позволят увеличить прибыльность шинных активов, их прозрачность, а значит, объем налогов, которые сейчас получают республиканский и местный бюджеты, тоже вырастет.