Композиты на вырост

Русский бизнес
Москва, 28.02.2011
«Эксперт» №8 (742)

Фото: EPA

Правительство Ульяновской области и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписали соглашение о строительстве в регионе завода по производству востребованных рынком композитов и изделий из них.

Композиты на основе углепластика применяются в современном авиастроении. Новый материал по прочности не уступает алюминию, при этом весит меньше. Это уменьшит расход топлива, увеличит дальность полета и грузоподъемность авиалайнера. В новой модели Boeing 787 Dreamliner, например, доля композитов по массе должна составить 53%.

Проект в Ульяновске будет вести компания «Аэрокомпозит», «дочка» ОАК. В качестве площадки планируется использовать арендованный корпус ульяновского авиастроительного объединения «Авиастар-СП». Здесь предстоит разместить два завода. Один из них будет изготавливать композитные материалы на основе углепластика, другой — собирать из этих материалов готовые узлы (крылья, центроплан, хвостовое оперение).

Новое предприятие прежде всего должно обслуживать производство российского среднемагистрального самолета МС-21, который находится в начальной стадии разработки (начало выпуска МС-21 запланировано на 2016 год).

Ульяновский проект, по оценке президента «Аэрокомпозита» Анатолия Гайданского, должен обойтись примерно в 7,5 млрд рублей — в основном это будут деньги из госбюджета.

Однако даже при такой господдержке проект сопряжен со значительным риском. Во-первых, заявленные сроки реализации проекта МС-21 могут оказаться чересчур оптимистичными. Так, технологический цикл выпуска насыщенного композитами Boeing 787 превысил семь лет: самолет начали разрабатывать еще в 2004 году, первый полет он совершил в 2009-м, а поставки заказчикам не начаты до сих пор. И это в стране, не знавшей обвального спада промпроизводства и технологического застоя. Во-вторых, оператор проекта, «Аэрокомпозит», не обладает пока необходимым технологическим уровнем. Работы ведутся в кооперации с иностранными партнерами, такими как американская Spirit Aero Systems (ведущий мировой производитель композитных материалов для авиации) и австрийская Diamond Aircraft (производитель самолетов общего назначения). О готовности иностранцев поставлять в Россию композитные технологии и компаунд для изготовления композитов пока ничего не известно.

У партнеров

    «Эксперт»
    №8 (742) 28 февраля 2011
    Хаос в арабском мире
    Содержание:
    Ливийский Рубикон

    До ливийских беспорядков еще были шансы на то, что революции в арабском мире пройдут в мягкой форме. Теперь же стало очевидно: хаос практически неизбежен

    Международный бизнес
    Экономика и финансы
    Индикаторы
    На улице Правды
    Реклама